Автомобиль настоящего эгоиста : Citroen DS художника Gabriel Orozco

Автомобиль настоящего эгоиста : Citroen DS художника Gabriel Orozco

Вслед за миниатюрными чайниками-эгоистами и прочей утварью, рассчитанной исключительно на одного человека, наступил черёд и лучшего четырехколесного друга мобильного гражданина – автомобиля. Конечно, не в качестве средства передвижения, а произведения искусства.

Габриэль Ороско (Gabriel Orozco) – концептуальный художник из Мексики. Он закончил Academia de San Carlos в Мехико и затем продолжил своё обучение в Мадриде. В настоящее время Габриэль живет и работает в Париже, Мехико и Нью-Йорке. Одной из его работ, показанных в Доме искусств в австрийском Брегенце (Kunsthaus Bregenz), стал легендарный автомобиль Ситроен ДС (Citroen DS). Полностью функционирующая машина была разрезана надвое и уменьшена по ширине настолько, что превратилась в одноместную модель, вызывающую у зрителя ощущение, что он является свидетелем странной оптической иллюзии. Художник занимается исследованием процессов, вызывающих изменения технологий, реинтерпретации классического модернизма, сопоставления и контраста с лёгким налетом неизбежной ностальгизации.

Автомобиль настоящего эгоиста : Citroen DS художника Gabriel Orozco
Автомобиль настоящего эгоиста : Citroen DS художника Gabriel Orozco

Вероятно, стоит сказать несколько слов об автомобиле, послужившим для Габриэля источником вдохновения, пусть и в несколько странной форме. Citroen DS выпускался французской фирмой Ситроен в 1955-1975 годах, и был, без сомнения культовой моделью с целым рядом технических инноваций. Позднее, в 1999 году на конкурсе «Автомобиль века» он занял почетное третье место.

Автомобиль настоящего эгоиста : Citroen DS художника Gabriel Orozco
Автомобиль настоящего эгоиста : Citroen DS художника Gabriel Orozco

Революционный облик Ситроена ДС был создан знаменитым дизайнером Фламинио Бертони. Кузов автомобиля имел очень низкую посадку, впечатляющую площадь остекления, плавные обтекаемые формы, закрывающие задние колёса, в которых удачно сочетались прямые и плавно изогнутые линии, подчеркивающие стремительность облика машины. Citroen DS стал моделью, в которой воплотились множество передовых технических решений того времени: гидропневматическая подвеска, дисковые тормоза, гидравлические усилители руля и тормозов, автоматическое сцепление, уникальные аэродинамические характеристики.

Автомобиль настоящего эгоиста : Citroen DS художника Gabriel Orozco
Автомобиль настоящего эгоиста : Citroen DS художника Gabriel Orozco

Несмотря на то, что производство Ситроенов данной модели было прекращено в 75 году прошлого века, в настоящее время в коллекциях любителей олдтаймеров или просто старых гаражах остались немало экземпляров разной степени сохранности. Что и определяет их стоимость – от нескольких сот долларов до сотен тысяч (в 2009 году один из таких кабриолетов ушел с аукциона почти за 340 тысяч евро). Вероятно, мексиканский художник получил в своё распоряжение для дальнейшего препарирования не самый топовый образец. К сожалению, мы не располагаем данными, выросла ли его стоимость в новом статусе – как произведения искусства.

Появление автомобиля Citroen DS стало знаковым культурным и политическим событием Европы послевоенного периода. Его рекламировала Джина Лоллобриджида на страницах Paris Match. Ролан Барт в сборнике философских эссе отводит ему целую главу.

Citroen DS на XI Триеннале по дизайну в Милане, 1957 год
Citroen DS на XI Триеннале по дизайну в Милане, 1957 год

Словно ракета, направленная в небеса, Citroen DS демонстрировался в 1957 году на Триеннале в Милане (Triennale di Milano). Автомобиль использовался при съемках огромного количества фильмов и сериалов. Вот лишь некоторые из них: «Фантомас» и «Фантомас разбушевался», «Господин Никто», «Возвращение резидента», «Гаттака», «Назад в будущее», «Васаби», «Мюнхен», День шакала», «Менталист», «Время».

Президент Франции Шарль де Голль в своем Citroen DS и его современный, несколько модернизированный вид
Президент Франции Шарль де Голль в своем Citroen DS и его современный, несколько модернизированный вид

Так что у мексиканского концептуалиста немало конкурентов, претендующих на качественную репрезентацию культового транспортного средства — как в истории автомобилестроения, так и в мировой культуре.

Выставочная модель Ситроена, напоминающая летающий автомобиль Фантомаса
Выставочная модель Ситроена, напоминающая летающий автомобиль Фантомаса

 Фотографии: Gabriel Orozco / Kunsthaus Bregenz. Материал подготовлен для pictorama/overgrass, 2013