«Balcon additionnel» - Дополнительный балкон Жюльена Бертье

Балкон по вызову Julien Berthier

Им по незнанью эта боль смешна.
Но что за блеск я вижу на балконе?
Там брезжит свет…

Шекспир. Ромео и Джульетта

В День святого Валентина (как бы мы не относились к этому празднику и всему, что ему сопутствует) мы решили вспомнить уже достаточно старую работу французского художника Жюльена Бертье (Julien Berthier) – «Дополнительный балкон» (Balcon additionnel). В конце концов, даже если в век беспроводной связи балкон и перестаёт быть важной коммуникационной составляющей городской среды, почему бы всё же любителям серенад, романтических встреч и задушевных полуночных бесед не иметь хотя бы эпизодическую возможность воспользоваться теми преимуществами, которые он способен им предоставить.

Балкон – архитектурный элемент, не нуждающийся в особом представлении. Возможно, знатоки языков припомнят, что пришло это всем знакомое слово из французского – balcon, а туда в свою очередь с древневерхненемецкого, на котором означало всего лишь обычную балку (balko). По другой версии, слово происходит от позднелатинского balcus, чаще всего обозначающего площадку с ограждением на верхних этажах здания. Так или иначе, но разновидность террасы, выступающая из стены и первоначально крепившаяся на балках, пройдя через столетия, с изменениями или почти без них, стала почти обычным атрибутом современных многоэтажных жилых строений. К сожалению, не всех. Строгий офисный стиль или бюджетная жилплощадь порой предполагает отказ от этого приятного архитектурного элемента. Что и привлекло внимание Жюльена Бертье, автора проекта «Balcon additionnel» — «Дополнительный балкон».

«Balcon additionnel» - Дополнительный балкон Жюльена Бертье
«Balcon additionnel» — Дополнительный балкон Жюльена Бертье

Французский художник известен своими экстравагантными работами, обнаруживающими незаурядную способность к необычному восприятию, в сущности, банальных вещей и явлений, малых и больших. Достаточно вспомнить его вечный двигатель (Le Mouvement Perpetuel) из падающего маслом вниз бутерброда и кота, приземляющегося исключительно на четыре лапы, которые, будучи соединены вместе, обречены постоянно вращаться, по крайней мере, в теории. Или часы, отсчитывающие время до выхода на пенсию (L’Horloge d’une vie de travail).

Из более масштабных работ в пространстве известна его вечно тонущая, но при этом остающаяся на плаву конструкция «Love-Love», которую сам художник определил как «стационарный и мобильный образ терпящего кораблекрушение судна, превращенного в безопасный и практичный объект для отдыха».

«Balcon additionnel» - Дополнительный балкон Жюльена Бертье
«Balcon additionnel» — Дополнительный балкон Жюльена Бертье

Возможно, именно этот поиск баланса между долговечным и временным, устойчивым и нестабильным, излишним, но востребованным, привёл к созданию передвижной конструкции из небольшого грузовичка с подъемным устройством, на котором закреплен стилизованный под старину балкон — «Balcon additionnel». Достаточно легкая, но прочная площадка из стали и пластика размером 222,5 х 189 х 83 см может быть легко поднята вверх к окну любого здания и столь же быстро удалена, когда потребность в дополнительном пространстве для уединения или прослушивания серенад пропадёт. После чего балкон может быть быстро перемещен в любое другое место. И если ваш домашний театр нуждается в дополнительном реквизите и декорациях, скажем, для постановки «сцены на балконе» из «Ромео и Джульетты» Шекспира, объекту Жюльена Бертье это вполне по силам, хотя потенциальным заказчикам всё же не стоит воспринимать «balcony service» художника слишком серьёзно…

«Balcon additionnel» - Дополнительный балкон Жюльена Бертье
Знаменитый, хотя и не вполне аутентичный балкон Джульетты в Вероне, где происходило действие произведения Шекспира

PS. Примечательно, что балкон Джульетты, ставший одним из символов романтической сцены, первоначально не упоминается у Шекспира, хотя и присутствует в позднейших переводах: «Juliet appears above at a window / But, soft! what light through yonder window breaks?». Речь идет всего лишь об окне, откуда Джульетта и произносила свои реплики. Но в декорациях сцены шекспировского театра «Глобус» присутствовало подобие балкона, и с течением времени он превратился в неотъемлемую часть данного эпизода. Что же касается Вероны, города, где происходит действие произведения, то там действительно есть «балкон Джульетты» — весьма удачная реконструкция в старинной части города, часто посещаемой туристами, при изготовлении которой была использована подлинная резная плита XIV века.

«Balcon additionnel» - Дополнительный балкон Жюльена Бертье
«Balcon additionnel» — Дополнительный балкон Жюльена Бертье
«Balcon additionnel» - Дополнительный балкон Жюльена Бертье
«Balcon additionnel» — Дополнительный балкон Жюльена Бертье
«Balcon additionnel» - Дополнительный балкон Жюльена Бертье
«Balcon additionnel» — Дополнительный балкон Жюльена Бертье
«Balcon additionnel» - Дополнительный балкон Жюльена Бертье
«Balcon additionnel» — Дополнительный балкон Жюльена Бертье
«Balcon additionnel» - Дополнительный балкон Жюльена Бертье
«Balcon additionnel» — Дополнительный балкон Жюльена Бертье
«Balcon additionnel» - Дополнительный балкон Жюльена Бертье
Балкон Жюльена Бертье на выставке, рассказывающей о реализации проекта «Balcon additionnel»

Изображения: Julien Berthier. Материал переведён и подготовлен для overgrass, 2013