искусство в пространстве : лэнд-арт, эко-арт, энвайронмент, паблик-арт, стрит-арт
 
   
   
 
   
   
о проекте правила использования контактная информация
   
 
 
 
 
 
 
 

ПРИРОДА В ИСКУССТВЕ - ИСКУССТВО В ПРИРОДЕ

По материалам журнала Искусство, 1-1992
ФРЭНСИС КАРР, Лондон. Перевод с английского Г.А.Соколова

Вверху: "Лесной поток" Дэвида Нэша и "Полая ель" Роберта Хэрриса

"Наши предки с незапамятных времен обживали леса; мы же обживаем квартиры. Уже одно это объясняет настойчивое стремление природы заполнить хотя бы часть пространства городов" [1]. Изыскания в исторической, критической, биологической, экологической и семиотической областях знаний послужили заметными доводами, способствовавшими действительному и очевидному росту и распространению с начала 60-х годов новых направлений в искусстве, получивших довольно точное название - "экологических". Коль скоро экология представляет собой взаимодействие между организмами и окружающей их средой, то художники, придерживающиеся экологических направлений, оказываются включенными в одновременно и беспорядочные и регулируемые природные процессы: естественные ритмы смены дня и ночи, времен года, расцвета и увядания.
Отношение человечества к экоциклам находило свое выражение в мифах, легендах и художественных образах с момента зарождения цивилизации, но только с середины XX столетия мы обнаруживаем произведения, настолько слитые с природной средой, что в них трудно узнать и признать произведения искусства. И хотя они появляются повсюду, даже на выставках и в музеях, но последнее, что мы слышим: "Да, это - прекрасный пример сланцевых покрытий для больших или малых увеселительных площадок и скверов. Можно даже говорить о применении их во внутренних двориках. Но занимать ими место в центральной галерее Тэйт?!" [2].

НА ЗАРЕ

В конце 60-х годов несколько американских художников в поисках альтернативы коммерческому искусству, заполонившему мир, удалились в обширные пространства пустынь американского Запада. И там Роберт Смитсон и Майкл Хайзер создали первые произведения "земляного искусства". Некоторые из них были временны и эфемерны, иные же - более долговечны и монументальны. И хотя Хайзер отрицал их причастность к пейзажу, утверждая: "Я не забочусь о пейзаже. Я - скульптор. Недвижимость - это грунт, а грунт - это материал", однако тут же добавлял, что "он обнаружил в пустынях Запада своего рода нетронутое, мирное и даже религиозное пространство, духом которого художники всегда стремились наполнить свои произведения" [3].
С тех пор экологическая наука укрепила нашу веру в то, что, если человечество сможет восстановить равновесие природных сил, мировая, глобальная катастрофа может быть предотвращена. Правда, мы сталкиваемся с очень сложной ситуацией, в которой действует множество факторов, и подобное предположение нашей науки порой кажется наивным, ибо "детскость" нашего универсального сознания вряд ли может быть сразу преодолена.
Промышленные и художественные галереи вскоре открыли пути к тому, чтобы коммерциализировать только что обретенную свободу мастеров "земляного искусства". Формообразование, присущее индустриальному пейзажу, превратилось в поверхностный прием, а эфемерные произведения, подобно некогда недоступным пещерным рисункам палеолита, преображенные фотографией, были изданы, каталогизированы, репродуцированы, заняли места в экспозициях и коллекциях. То, что было естественным, обращается в ловкую проделку, представляя странный гибрид, своего рода синтез, характерный для конца XX столетия. Сама природа предоставляет для этого разнообразные материалы - землю, ил, грязь, утесы, сланец, деревья, листву, ветви, колючки, траву, лепестки цветов, воду, снег, огонь, воздух. Эфемерность выявляет постоянство, а органичность подчеркивает отчужденность; идея же, выражаемая художником в создаваемом им объекте, насыщается субъективным ощущением. Скульптор Дэвид Нэш поясняет это:
"Тот, кто обрабатывает дерево, используя естественные органические материалы, наполняет его собственным чувством" [4].

"Бегущий стол" Дэвида Нэша, Гриздейлский лес, Камбрия, Англия

ИДЕЯ ПРИРОДЫ

Поскольку путешествия и туризм сделали все части Земного шара, от Гималаев до Арктики, легко достижимыми, наше представление о природе, будучи отвлеченным, нетронутым и девственным, нуждается в переосмыслении. Историк искусства Кеннет Кларк объясняет это следующим образом: "Мы окружены предметами, которых не создавали и которые существуют отдельно от нас, обладая собственной структурой... Мы должны раскрыть их действительную связь с тем понятием, которое мы именуем природой" [5]. Но хотя это утверждение Кларка довольно убедительно, оно все-таки требует проверки. "Вся природа создавалась, возделывалась и формировалась под влиянием прежде всего людей, а равно, конечно, - совокупностью растений и животных" [6]. Как и земля, мы постоянно подвергаемся сильному воздействию "потока жизни и перемен", даже во сне отзываясь на космические и экологические ритмы. И прежде всего на эти силы, которые исподволь нас формируют, но которые мы надеемся обуздать, откликаются наши чувства. Скульпторы, использующие "естественные" материалы и опирающиеся на органические процессы, происходящие в самой сердцевине природы, выработали новое сознание, не являющееся в чистом виде ни природным, ни искусственным. Для такого художника непосредственная взаимосвязь с природными, естественными элементами является неотъемлемой частью самого творчества. "Когда я начинаю работать на пленэре, я стремлюсь нацелить свои чувства и инстинкты на восприятие природы... Мне необходимо ощущение физической связи с природой для определения своего личного отношения и подхода к ней. Я обливаюсь водой, обмазываюсь грязью, хожу босиком и встаю с рассветом" [7], - пишет скульптор Энди Голдсуорси.

предыдущая
1
2
3

 

 

Работы Роберта Хэрриса в Гриздейлском лесу

Работы Роберта Хэрриса
в Гриздейлском лесу

Работы Дэвида Нэша в Гриздейлском лесу

Работы Дэвида Нэша
в Гриздейлском лесу

Работы Салли Мэтьюз в Гриздейлском лесу

Работы Салли Метьюз
в Гриздейлском лесу

 

 

 
 
     
   

 

overgrass.ru

©2004-2016

проект
правила использования
контактная информация
начало
лента
имена
статьи