искусство в пространстве : лэнд-арт, эко-арт, энвайронмент, паблик-арт, стрит-арт
 
   
   
 
   
   
о проекте правила использования контактная информация
   
 
 
 
 
 
 
 

ПРИРОДА В ИСКУССТВЕ - ИСКУССТВО В ПРИРОДЕ

продолжение : страница 3

По материалам журнала Искусство, 1-1992
ФРЭНСИС КАРР, Лондон. Перевод с английского Г.А.Соколова

СНОВА ГРЯЗЬ, СОЛОМА, ХВОРОСТ

"Кабанья вырубка" (1987-1988)-работа молодой художницы Салли Мэтьюз. Она выполнена в фигуративной манере и представляет собой статичные изображения, в отличие от произведений, рассмотренных ранее, - вот сколь разнообразен, гибок и индивидуален экологический подход к искусству.
Еще в средние века Гриздайль славился вепрями, и потому именно их решила художница сделать предметом своего искусства, выбрав для них место на небольшом пространстве у самого края болота, окруженного деревьями. И, подобно тому как это делали эти животные до нее, она расчистила и разметила избранную ею территорию. Здесь-то она и создала группу хорошо видных со всех сторон вепрей в самых различных, энергичных позах. Они "валяются, роют корни, чешутся. И сделаны они из ила, грязи, хвороста и коряг, собранных тут же, в лесу" [23].
Эти дикие кабаны, полные жизни, стоят там до сих пор, но постепенно уже начинают рассыпаться и смешиваться с землей, снабдившей автора материалом. И скоро лишь фотографии останутся свидетельствами их былого существования.

ЭЛЕМЕНТЫ: ОГОНЬ-ВОДА, СНЕГ-ЛЕД

Голдсуорси и Нэш, возможно, более чем кто-либо другой изучили непредсказуемые, случайные и беспорядочные результаты действий огня и воды как преходящих процессов. Недавно Голдсуорси обжигал скалы, раскалывая их жаром и превращая в "разорванные камни", а Нэш обнаружил, что при горении дерева выявляется его форма и дематериализуется сущность. Оба они нашли, что эти процессы волнуют необратимостью результатов и открывают новые творческие возможности, которые необходимо исследовать.
В апреле 1989 года Голдсуорси получил заказ на создание произведений изо льда и снега в окрестностях Северного полюса. Он уже имел опыт работы над подобными произведениями, но никогда прежде не осуществлял их в таких масштабах, а тем более в условиях Арктики. Важность расположения его работ с учетом воздействия на них сил солнца и ветра была для него совершенно новым открытием, и он превратил свои произведения в своеобразные ловушки для порывов ветра, так обработав их поверхность, чтобы она отражала солнечные лучи. Результат - целая серия фотографий, изданных затем отдельной книгой, ставшей праздником "самой сути Земли - одной из величайших сил природы, правящих на нашей планете" [24].

НОВЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ

Такие новые и непривычные, хотя и многообещающие направления в скульптуре, как и вообще в искусстве, конечно, вряд ли могли бы развиваться без поддержки творческих и общественных организаций, художественных галерей и спонсоров-меценатов.
Разбудить в людях интерес к месту их жительства, его истории, флоре, фауне и природным силам, сформировавшим их, - вот цель благотворительного "Общества земли", основанного Сью Клиффорд и Анджелой Кинг в 1983 году. Это влиятельная творческая группа людей, наделенных воображением и фантазией, в том числе художников и писателей, объединенных общими интересами. И те, и другие извлекают немалую пользу от порой несколько необычных заказов, получаемых обществом от местных муниципалитетов и меценатов. История с Грисвеллом, небольшим английским городком в Дорсете, возможно, лучший пример такого предложения - в контексте той новой роли, которую выполняет ныне скульптура.
Расположенный в непосредственной близости от моря, город встал перед необходимостью возведения постоянной дамбы. Это было согласовано с муниципалитетом, который получил поручение заключить долговременный договор о таком строительстве. В 1988 году после консультаций с "Обществом земли" к этой работе был привлечен скульптор Джон Мэйн. При поддержке местных жителей была одобрена его идея сооружения пятитеррасной каменной дамбы - в противовес обычному решению плотины.
Благодаря близости знаменитых Портлендских каменоломен каждая из ступеней этой дамбы была "сложена из разноразмерных блоков портлендского камня с применением соответствующей технологии кладки". Стены плотины выполняют и дополнительную практическую задачу, укрепляя склон холма. Вместе с тем они "подчеркивают геологический рельеф местности, перекликаются с традицией прокладки каменных стен, вызывают исторические аллюзии с деятельностью фермеров и напоминают об извечной власти моря над этим краем".
В дальнейшем деятельность "Общества земли" сосредоточивается на "установке скульптурных работ в естественной среде и предоставлении каждому скульптору возможности проявить свое искусство в работах по заказам". Все это выразилось в проектировании и установке "Новых мильных столбов". Так, скульптор Питер Рэндолл-Пэйдж получил частный заказ на проведение подобных работ неподалеку от Чисвелла. Ему нужно было возродить древнюю традицию возведения путевых вех для возобновления общественных гуляний жителей окрестных частных владений.
Работа над этими "резными украшениями обочин" была завершена скульптором в 1988-1989 годах. Они напоминают уходящие корнями в племенные традиции тотемные изображения на индейских тропах, сделанные из самых доступных материалов - соломы, глины, бамбука, камней и тряпок. В Англии же им родственны "древние каменные стены в Дартмуре со сделанными в них небольшими отверстиями с внутренними перемычками, назначение которых еще не разгадано" [25], но возможна связь их с какими-то культовыми отправлениями. Эту аналогию укрепляют и каменные изображения ракушек, помещенные скульптором в нишах, сделанных им по обочинам дорожки для верховой езды.
Художественные формы и стили искусства, таким образом, меняются, но сущность его непреходяща, как утверждал Василий Кандинский, провозгласивший в 1913 году примат визуальности. "Искусство подобно религии в самых различных ее проявлениях. Его развитие зависит вовсе не от новых открытий, перечеркивающих старые истины... Его развитие обусловлено... новыми идеями... органично возникающими из прежней мудрости" [26].

К НОВОМУ ИСКУССТВУ

Ирония заключается в том, что мы, вступая в XXI столетие, радикально изменяем, разрушаем гармоническое равновесие природы, тогда как в то же время сама природа все более превращается в элемент искусства, преображаясь и перерождаясь под рукой хотя бы того же фотографа или становясь лишь экспонатом в ограниченных зонах лесопарков. Однако, подобно провидцам, художники интуитивно предчувствовали надвигающуюся катастрофу и задолго до ее наступления стали искать новые пути и способы объединения с природой в формах и содержании своих произведений. Так же как делали это художники начала XX века - авангардисты модернистского направления, - современные мастера обращаются к новой чувственности, к прошлому, к великим истокам искусства и встречают с оптимизмом кризис окружающей среды. "В последнее двадцатилетие современное искусство все более и более настойчиво вторгается в иные сферы жизни - в социологию и агрономию, в геологию и географию. Таким образом, нравится нам это или нет, но мы, художники, я думаю, оказываемся первопроходцами" [27], - заметил недавно Дэвид Нэш. Энди Голдсуорси вторит ему: "Интересно, я думаю, что сегодня экологические произведения стали творческими... Я счастлив, что живу именно теперь... потому что ныне мы действительно переосмысливаем и по-новому оцениваем наше родство с окружающим миром" [28].

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Sttte С. City Planning According to Artistic Principles. App. 1, Phaidon Press, pb. 1965, p. 167.
2. A Kick up the Arts.-In: Newspaper "The Independent", London,1990, 13 Jul.
3. Beardsley J. Recent Enviromental Sculpture in America.-In: "Landscape and Sculpture Symposium", Manchester Polytechnic, 1-3 Sept., 1989, p. 7.
4. D. Nash quoted from an illustrated slide talk at the Serpentine Gallery. London, 11 Jul., 1990.
5. Clark К. Landscape into Art.-In: The Landscape of Symbols, Chap. 1, Pelican, 1961, p. 17.
6. Reason D. Storylands; Narrative and the Thematisation of Landscape Art.-In: "Maskunow: A Trail a Path", Memorial University of Newfoundland, 1989.
7. Hand to Earth Andy Goldsworthy Sculpture 1976-1990. Leeds City Art Gallery, Ed. T. Friedman, A. Goldsworthy, 1990.
8. Michell J. The Earth Spirit Its Ways, Shrines and Mysteries. Thames and Hudson, 1975, p. 4.
9. Long R. Words after the Fact.-In: A Sense of Place-Sculpture in Landscape. Ed. P. Davies, T. Knipe. Sunderland Art Centre Ltd., 1984, p. 172.
10. Ibid.
11. Victor Pasmore: The Case for Modern Art.-In: "Mod. Paint.", 1988/89, vol. 1, N 4, p. 26.
12. Nash D. Engageing the Elements of Nature.-In: "Landscape and Sculpture...", p. 80.
13. Hand to Earth Andy Goldsworthy Sculpture..., p. 136.
14. Zweite A. Joseph Beuys. Munich, Schirmer-Mosel, Verl., 1981.
15. "A Sense of Place-Sculpture in Landscape", op cit.
16. "Studio International", 1983, vol. 196, N 999, Apr./May, (quoted, in "A Sense of Place-Sculpture in Landscape", p. 106).
17. Grizdale Forest Sculpture Guide Map. Theatre in the Forest. 1988.
18. "A Sense of Place-Sculpture in Landscape", p. 98.
19. Ibid.
20. Grizdale Forest Sculpture Guide Map...
21. Grizdale Forest Sculpture Park, Cumbria.-In: Newspaper "The Independent", 1989, 22 Aug., Tuesday.
22. Leaves Andy Goldsworthy. Common Ground, 1989, p. 18.
23. Grizdale Forest Sculpture Guide Map...
24. Graham-Dixon A. Cutting Ice.-In: "The Independent Magazine", 1989, Jin. 24.
25. Clifford S., King A. New Milestones; Sculpture, Community and the Land.-In: Quart, review "The Green Book", 1989, vol. 3, 1, pp. 43-44.
26. Underwood G. The Pattern of the Past. London, 1969 (quoted in: Michell J. Op. cit., p. 88, fig. 43).
27. Nash D. Engaging the Elements and Processes of Nature, p. 85.
28. Graham-Dixon A. Op. cit.


1
2
3
следующая

 

Работы Роберта Хэрриса в Гриздейлском лесу

Работы Роберта Хэрриса
в Гриздейлском лесу

Работы Дэвида Нэша в Гриздейлском лесу

Работы Дэвида Нэша
в Гриздейлском лесу

Работы Салли Мэтьюз в Гриздейлском лесу

Работы Салли Метьюз
в Гриздейлском лесу

 

 
 
     
   

 

overgrass.ru

©2004-2016

проект
правила использования
контактная информация
начало
лента
имена
статьи