OVERGRASS : искусство в пространстве : лэнд-арт, эко-арт, энвайронмент, паблик-арт, стрит-арт
искусство в пространстве : лэнд-арт, эко-арт, энвайронмент, паблик-арт, стрит-арт
 
   
   
 
   
   
о проекте правила использования контактная информация
   
 
 
 
 
 
 
  Элис Эйкок - Простая сеть подземных колодцев и туннелей : Alice Aycock

ЭЛИС ЭЙКОК : ALICE AYCOCK

Простая сеть подземных колодцев и туннелей
Simple Network of Underground Wells and Tunnels

Вверху: Восстановленная работа Элис Эйкок, 2011-2012

Мы продолжаем знакомить нашего читателя с классическими работами прошлого – Сеть подземных туннелей 1975 года (2011-2012) американской художницы Элис Эйкок.

С конца 60-х годов художник и историк искусств Элис Эйкок осваивала довольно обширную территорию пространственно-ориентированных произведений, которые вызывали у зрителей весьма разнообразные ассоциации – от строительной зоны и археологических раскопок до детской игровой площадки. Они в равной степени могли напоминать как производственный комплекс, так и некие архаичные или эзотерические модели мирозданья. Среди ранних работ художницы, использующих подобные квази-архитектурные структуры, можно отметить «Low Building With Dirt Roof / For Mary» (1973), «Williams College Project» (1974) и «A Simple Network of Underground Wells and Tunnels» (1975).

Элис Эйкок - Простая сеть подземных колодцев и туннелей : Alice Aycock

Вертикальная шахта, 2011-2012

Работы Элис Эйкок балансируют на узкой границе между скульптурой, архитектурой и ландшафтным дизайном. Когда известный арт-критик и теоретик современного искусства Розалинда Краусс (Rosalind Krauss) в своем программном эссе 1979 года ввела в оборот термин «скульптура в расширенном поле» (sculpture in the expanded field), она в первую очередь имела в виду работы Элис Эйкок семидесятых годов, ускользающих от каких-либо попыток классификации и соответствия определённому художественному жанру. В 1975 году Элис была приглашена к участию в крупной выставке «Проекты в Природе: Одиннадцать работ в окружающей среде» (Projects in Nature: Eleven Environmental Works). Одиннадцать художников, среди которых были Карл Андрэ, Сьюзен Эдер и Ричард Флейшнер, должны были использовать для создания своих произведений территорию под открытым небом площадью приблизительно в 50 гектар. Вкладом Эйкок стал «Проект простой сети подземных колодцев и туннелей» – действительно простой, но весьма эффектной системой шахт и переходов, созданных из бетонных блоков и расположенных под землёй.


Произведение Элис Эйкок 1975 года - одна из тех новаторских работ своей эпохи, оказавших огромное воздействие на эволюцию искусства инсталляции, ландшафтного искусства и современной архитектуры.


Работа предполагает два уровня восприятия – видимой геометрической структуры на поверхности и скрытой подземной части, о расположении и конфигурации которой зритель может лишь догадываться. Общий размер конструкции - 28 футов ширины, 50 футов длины и 9 футов глубины. Погруженная в почву стена образует прямоугольный периметр, огораживающий пространство, внутри которого находятся шесть шахт. Три шахты не имели выхода, а три другие служили входом во внутреннюю систему туннелей. Открыв деревянный люк, зритель по лестнице мог спуститься на дно одной из доступных шахт и оказаться в узком туннеле шириной 80 сантиметров и около 70 сантиметров высотой, через который не без туда можно было проползти в соседнюю вертикальную полость или попытаться вернуться.

Элис Эйкок - Простая сеть подземных колодцев и туннелей : Alice Aycock

Восстановленная работа Элис Эйкок, 2011-2012

В сопроводительном тексте к каталогу выставки Элис Эйкок дает обширное толкование своей работы, содержащей многочисленные ссылки на историю искусств, сцены из литературы и немого кинематографа, вспоминая такие произведения, как «Носферату. Симфония ужаса» - фильм немецкого режиссера Фридриха Вильгельма Мурнау 1922 года, «Она» - приключенческий роман Генри Райдера Хаггарда и «Колодец и маятник» Эдгара Аллана По. Она также цитирует работы по истории искусства, в которых упомянуты древние помещения для проведения мистерий, погребальные сооружения и бункеры.

Конечно, оказываясь в подземных переходах, построенных Эйкок, каждый зритель неизбежно столкнется со своим собственным ассоциативным рядом, вовсе не обязательно сформированным визуальной культурой, связанной с фильмами ужасов, готическими романами или интеллектуальными концепциями. По сути, художница использует простейшие элементы конструкции, провоцирующие приступ клаустрофобии у посетителя, помещая его в замкнутое пространство оптического коллапса, вызывая чувства неясной угрозы и изоляции. В одном интервью Эйкок подчеркнула, что при создании объекта находилась под сильным воздейстием идей Минимализма, особенно некоторых аспектов работ Роберта Морриса и Брюса Наумана: «Минимализм оказал на меня серьезное влияние, это было доминирующее направление в ту пору, когда я была студенткой… Это стало точкой отсчёта при создании ряда работ, задействовавших некоторые аспекты этого искусства»…

Элис Эйкок - Простая сеть подземных колодцев и туннелей : Alice Aycock

Подземные переходы "Сети подземных колодцев и туннелей"

Работа вторгается в мир зрителя, задействует его пространство и время, требуя его физического присутствия и участия. Концепция минимализма предполагает отказ от помещения работы на пьедестал, отсутствие определенного ракурса и заданной системы восприятия, что, собственно и указало Эйкок направление для создания её пространственно-ориентированных произведений (site-specific art).

Хотя её работы далеко не всегда жестко привязаны к топографии того места, где они расположены (что, кстати, отличает Эйкок от большинства лэнд-арт художников того времени), они тем не менее неразрывно связаны с окружающим пространством – их просто невозможно переместить, не разрушая. Земля, в которой художница производит «захоронение» своих архитектурно-скульптурных объектов, и окружающий их ландшафт, являются такой же частью работы, как дерево или бетон.

Элис Эйкок - Простая сеть подземных колодцев и туннелей : Alice Aycock

"Сеть подземных колодцев и туннелей", 1975 год

Практически все работы того периода были разрушены или пришли в упадок вследствие грунтовой эрозии или износа элементов конструкции. Вместе с тем фотографии, чертежи и схемы неоднократно экспонировались на различных выставках. В 2011-2012 году «Сеть подземных колодцев и туннелей», первоначально находившаяся в Merriewold West, Far Hills, New Jersey была восстановлена в Парке скульптуры Нью-Йорка (The Fields Sculpture Park) в рамках международной арт-программы Omi (Omi International Arts Center). Произведение Эллис Эйкок 1975 года - одна из тех новаторских работ своей эпохи, оказавших огромное воздействие на эволюцию искусства инсталляции, ландшафтного искусства и современной архитектуры.

Элис Эйкок - Простая сеть подземных колодцев и туннелей : Alice Aycock

"Сеть подземных колодцев и туннелей", строительство, 1975 год

 

материал переведён и подготовлен для overgrass, 2012
по материалам: Michael Lailach, Omi International Arts Center
фотографии: Dave Rittinger, Alice Aycock


Агнес Денес : Пшеничное поле – Противостояние : Agnes Denes

В 1982 году американская художница Агнес Денес осуществила вызвавший значительный резонанс проект «Пшеничное поле – противостояние» в одном из крупнейших мегаполисов мира, Нью-Йорке. В начале 80-х грунт, щебень, строительный мусор, извлеченный во время строительства Всемирного Торгового центра, был свален в реку Гудзон на южной оконечности острова Манхэттен. Этот пустырь некоторое время был самой большой мусорной свалкой на Манхэттене. И пустым пространством, где Агнес и некоторые другие художники, такие как Мэри Мисс и Элис Эйкок, осуществили часть своих временных проектов...

 

 

 

 

 
 
     
   

 

overgrass.ru

©2004-2016

проект
правила использования
контактная информация
начало
лента
имена
статьи