искусство в пространстве : лэнд-арт, эко-арт, энвайронмент, паблик-арт, стрит-арт
 
   
   
 
   
   
о проекте правила использования контактная информация
   
 
 
 
 
 
 
  Христо и Жан-Клод: апология упаковки

ХРИСТО и ЖАН-КЛОД:
апология упаковки

Наталья Решетникова. По материалам журнала "Мир дизайна" №2, 1998 год

В перенасыщенном товаром обществе упаковка начинает занимать более привилегированное положение, чем ее содержимое. Она привлекает к себе внимание яркими красками и броскими надписями, она соблазняет и заманивает в ловушку, провоцируя на покупку. Нередко наши предпочтения при выборе той или иной вещи из ряда подобных оказываются предопределены остановившими на себе взгляд футляром или фантиком. Чем, как не индивидуальными эстетическими пристрастиями руководствуемся мы, уточняя, какой именно из пяти пакетов натурального апельсинового сока от разных фирм-производителей нам нужен, ведь его вкус, цвет, запах и даже цена практически идентичны.

В отличие от рекламы, упаковка не репрезентирует товар, она скорее антирепрезентативна. Ее цель - вызвать в нас желание без непосредственной отсылки к своему содержимому, ее сущность в буквальном смысле лежит на поверхности. Качественные различия товаров сегодня нивелируются. Товар (т.е. содержание) получает определенные преимущества на потребительском рынке не столько благодаря неким имманентным ему признакам - ценности материала, добротности изготовления, содержанию витаминов и т.п., сколько через тонкую внешнюю оболочку, саму по себе бесполезную и бессмысленную, единственная функция которой - притягивать и соблазнять, превращая скрытый внутри объект в объект желания. Мы получаем товар "впридачу" к его привлекательной упаковке. Не случайно многие склонны хранить уже ненужные пустые коробки и баночки, оправдывая их существование искусственной, фиктивной функциональностью - "здесь еще можно держать рыболовные крючки, катушки ниток или старые письма", не решаясь откровенно признать их полноценными эстетическими объектами.

Кристо

Способность упаковки повышать престижность и притягательность вещи активно эксплуатируется рекламными текстами. "Уникальный стеклянный флакон ручной работы обновляется каждый год", - гласит реклама духов "La ligue". "Покупайте молоко Петмол в новой упаковке с интересным пятнистым дизайном", - бойко призывает нас красочный плакатик.
Притязания упаковки на эстетическую полноценность и самодостаточность, так и не отвоеванные до конца в сфере промышленного дизайна, были наконец удовлетворены после ее апроприации высоким искусством. Поп-артистские бутылки Кока-колы, банки супа Кэмпбелл и ящики мыла Брилло с откровенным нарциссизмом демонстрируют свою полную эмансипацию от предметов потребления, от какой бы то ни было утилитарности, безраздельно царя в "опустошенном мире вещей", от которых остались лишь "пустые упаковки, внешняя оболочка" (Г.Инбоден).

Примерно в то же время эксплуатация эстетических возможностей упаковки становится основной стратегией Христо Явашева. Идея упаковать различные предметы пришла к нему в 1958 году. Поначалу он работает с относительно небольшими по размеру вещами, заворачивая банки, журналы, мебель, автомобиль и т.п. В начале 60-х гг. Христо переходит к более масштабным проектам, упаковывая в плотную синтетическую ткань и полиэтилен архитектурные постройки и монументальные природные объекты.

Кристо

В качестве нескольких характерных примеров можно назвать упакованные им музеи в Чикаго и Берне (68 г.), фонтан и старинные здания в Сполето (68 г.), скалы в Австралии (б9 г.), ущелье в Колорадо (70-72 гг.), группу островов близ Флориды (80-83 гг.), Новый мост в Париже (85 г.) или, наконец, одну из последних его акций - упаковку Рейхстага в июне 1995 г. Стратегия Христо нередко интерпретируется как магический ритуал, привносящий тайну в наш гиперреальный, прозрачный, истосковавшийся по сакральному мир. Так, в статьях П.Рестани "Христо. Легенда" и М.Соколова "Воздушные пути Христо Явашева" [1] создается миф о художнике-романтике, мечтателе, вдохновенно перекраивающем реальность в соответствии со своими грезами и галлюцинациями. Жаль осквернять столь возвышенный образ рассуждениями о потребительском рынке, коммерции и прочих низких материях, и все же рискну именно с ними связать деятельность Христо.

 

предыдущая
1
2

 

 

Кристо

ИСКУССТВО УДИВЛЯТЬ

Общепризнано, что центр художественной жизни после второй мировой войны переместился из Парижа в Нью-Йорк. Именно здесь возникают новые течения, находят воплощение самые смелые идеи, сюда со всего мира стекается артистическая элита. Художник Кристо переехал в США в 1964 году. К этому времени он уже был достаточно известен в Европе, но в Нью-Йорке начался новый и значимый этап его творческой жизни. Имя Кристо стало прочно ассоциироваться с современным американским искусством. В Европе существует устойчивое понятие "американизм" - синоним масштабности, грандиозности, размаха. Эти качества сполна присущи работам Кристо.

 

 

 

 

 

 
 
     
   

 

overgrass.ru

©2004-2016

проект
правила использования
контактная информация
начало
лента
имена
статьи