искусство в пространстве : лэнд-арт, эко-арт, энвайронмент, паблик-арт, стрит-арт
 
   
   
 
   
   
о проекте правила использования контактная информация
   
 
 
 
 
 
 
  Кристо

ХРИСТО и ЖАН-КЛОД: продолжение
апология упаковки

Наталья Решетникова. По материалам журнала "Мир дизайна" №2, 1998 год

Проекты Христо осуществляются на грани между искусством и "большим бизнесом". Над техническим воплощением его идей работает целый штат сотрудников - от жены Жан-Клод, координирующей финансирование проектов, до многочисленных консультантов по юридическим, экологическим и прочим проблемам. Его стратегия неразрывно связана с масштабными финансовыми операциями. Статьи о художнике пестрят впечатляющими цифрами: в осуществлении трансконтинентального проекта "Зонты" (3100 зонтов были расставлены на территории Калифорнии и Японии) участвовало 2000 рабочих, расходы на его реализацию составили 2б миллионов американских долларов. При таких затратах предприятие "Христо и К°" вполне рентабельно - все проекты самоокупаются за счет продажи эскизов и разнообразной рекламной продукции с изображением предыдущих акций.

В процессе своей деятельности Христо апроприирует маски всех трех основных участников товарного обмена - производителя, дилера и потребителя. Первая из них непосредственно связана с творческой креативностью художника, вторая возникает через акт упаковывания, воспроизводящий одну из функций продавца. Наконец, третья - результат присвоения художником "завернутого" объекта, включения его в плоть произведения. Авторский жест Христо выворачивает наизнанку хайдеггеровское понимание произведения как "выведения из потаенности в открытость", его суть - сокрытие. Но у него мало общего и с магическими манипуляциями факира над наброшенной на цилиндр драпировкой. Черное покрывало в руках фокусника - знак тайны. Мы никогда не знаем заранее, что именно тот извлечет из-под него в следующий момент. Напряженно сосредоточив взгляд на поверхности ткани, мы, на деле, стремимся проникнуть за нее, в глубину, туда, где кроется истинный предмет нашего любопытства. Нам хотелось бы упразднить материальность эфемерной преграды, отделяющей нас от чуда.

Кристо

Упакованные объекты Христо сохраняют часть своей идентичности. Едва ли кто-нибудь ждет, что благодаря волшебной силе искусства" под синтетическим покрывалом вместо Рейхстага вдруг окажется Белый дом или Дом Советов. В данном случае не столь важно, что упакован, положим, музей в Чикаго, сколько сам факт его "упакованности". Чудо смещается на поверхность. Оно и есть эта поверхность - мы зачарованы внешней оболочкой, заслонившей собой реальный объект.

Примечательно, что избираемые Христо объекты, как правило, изначально обладают некой сакральностью, связанной с их статусом исторической или культурной достопримечательности, либо национальной символа. Издревле наделяются сакральностью и величественные ландшафтные образы. Олимп и Голгофа, Острова Блаженных - перечислять можно до бесконечности. Концентрируя на себе все внимание, отнимая уникальность и индивидуальность облика, упаковка дискредитирует культурную ценность этих объектов, замещая ее собственной эстетической значимостью. Таким образом, Христо вычитает объект из произведения. Вслед за Уорхолом он мог бы сказать о своих "упаковках": "за этим ничего нет..."

Завернутый, упакованный предмет приобретает отчетливые "коммерческие" коннотации. Спорным представляется мнение М.Соколова, считающего, что "туго упакованные" вещи утрачивают товарное качество, пугая таинственной аморфностью, каким-то древним ритуальным магизмом"[2]. Напротив, трансформируя присущие им значения, лишая их какой бы то ни было функциональности, упаковка возвращает вещи в те времена, когда они были товаром (т.е. пребывали в до- или сверхутилитарном состоянии) и подчеркивает их потенциальную "продажность".

Кристо

Придавая своим произведениям "товарный вид", Христо обнажает способность всего-что-угодно - от женского тела до Рейхстага - к интеграции в систему потребления. Его работы - апофеоз упаковки, торжествующей свое превосходство, свою власть над любым содержимым. Несколько отработанных манипуляций - и культурные ценности попадают в ассортимент гигантского супермаркета, универсум превращается в универсам.

Примечания

1. Pierre Restany. Christo. Eine Legende - Europa, Europa.
Das Jahrhundert der Avantgarde in Mittel- und Osteuropa. Band 1.;
Михаил Соколов. Воздушные пути Христо Явашева. Творчество, 1991, № 12.
2. М. Соколов. Там же, с. 29.

 

1
2
следующая

 

 

Кристо

ИСКУССТВО УДИВЛЯТЬ

Общепризнано, что центр художественной жизни после второй мировой войны переместился из Парижа в Нью-Йорк. Именно здесь возникают новые течения, находят воплощение самые смелые идеи, сюда со всего мира стекается артистическая элита. Художник Кристо переехал в США в 1964 году. К этому времени он уже был достаточно известен в Европе, но в Нью-Йорке начался новый и значимый этап его творческой жизни. Имя Кристо стало прочно ассоциироваться с современным американским искусством. В Европе существует устойчивое понятие "американизм" - синоним масштабности, грандиозности, размаха. Эти качества сполна присущи работам Кристо.

 

 

 

 

 

 
 
     
   

 

overgrass.ru

©2004-2016

проект
правила использования
контактная информация
начало
лента
имена
статьи