искусство в пространстве : лэнд-арт, эко-арт, энвайронмент, паблик-арт, стрит-арт
 
   
   
 
   
   
о проекте правила использования контактная информация
   
 
 
 
 
 
 
  Кристо

ИСКУССТВО УДИВЛЯТЬ

Анна Альчук.По материалам журнала Новый Мир, №3, 1997

Общепризнано, что центр художественной жизни после второй мировой войны переместился из Парижа в Нью-Йорк. Именно здесь возникают новые течения, находят воплощение самые смелые идеи, сюда со всего мира стекается артистическая элита. Художник Кристо переехал в США в 1964 году. К этому времени он уже был достаточно известен в Европе, но в Нью-Йорке начался новый и значимый этап его творческой жизни. Имя Кристо стало прочно ассоциироваться с современным американским искусством. В Европе существует устойчивое понятие "американизм" - синоним масштабности, грандиозности, размаха. Эти качества сполна присущи работам Кристо.

Кристо Явашев родился на севере Болгарии, в городе Габрово, в 1935 году. Буквально в тот же самый день того же года в Касабланке родилась его будущая жена Жан-Клод, дочь французского генерала де Гийебона, героя второй мировой войны. Их встреча произошла в Париже, где Кристо оказался после своего побега из Болгарии (там он три года проучился в Академии художеств). С тех пор они практически не расставались, выступая соавторами последующих проектов.

К этому периоду относятся первые работы художника, связанные с обертыванием или упаковкой объектов. Кристо (так он стал подписывать свои произведения) упаковывал в материю и перевязывал веревками всё, начиная от консервных банок, журналов и стульев и кончая бочками для нефти и машинами. Впоследствии этот постоянно повторяющийся поп-артовский жест, как бы указывающий на отсутствие иерархических границ между объектами, на то, что в определенном контексте любой предмет может получить статус произведения искусства (вспомним писсуар Дюшана, выставленный еще в 1917 году в Париже), стал прочно ассоциироваться на арт-рынке с именем Кристо.

Кристо

Между тем проекты становились все более грандиозными. Например, в 60-е годы Кристо и Жан-Клод создали три объекта под общим названием "Упакованный воздух", один из которых - "Упаковка 5600 кубических метров" - представлял собой самое большое из когда-либо поднимавшихся в воздух надувных сооружений без поддерживающего каркаса. Выставленный в 1968 году объект весил 6350 килограммов. Это была упаковка из 2000 квадратных метров специальной материи, перевязанная веревками общей длиной 3,5 километра.
Описание подобных проектов всегда содержит немалую долю статистических данных, ведь статистика является одним из компонентов эстетики Кристо и Жан-Клод. Их работы требуют тщательного инженерного расчета и связаны с длительным периодом подготовки. Так, для реализации проекта "Зонтики" потребовалось семь лет. Необходимо было получить разрешение от множества представителей администрации в Японии и США, провести переговоры с владельцами 450 земельных участков. Чтобы сделать тот или иной план понятным людям, от которых зависит его реализация, и одновременно прояснить для себя, каким будет измененный оборачиванием или другими манипуляциями объект или ландшафт, Кристо создает множество рисунков, чертежей и коллажей. Кроме того, для него и Жан-Клод, не допускающих какого-либо давления извне, принципиально самофинансирование задуманных проектов (иногда баснословно дорогих, как, например, "Зонтики", которые стоили 26 млн долларов). Деньги поступают от продажи предварительных рисунков, моделей объектов, коллажей, ранних работ или оригинальных литографий Кристо.

Кристо

Слово "свобода" является для Кристо ключевым. В своих интервью он не устает повторять: все, что они делают с Жан-Клод, - дань свободе, а "свобода - враг собственности, собственность же подразумевает постоянство, вот почему работа не может долго сохраняться". Действительно, проекты, которые иногда готовятся десятилетиями, "живут" всего несколько недель. Потом они бесследно исчезают. Остается лишь документация: фотографии и видеозаписи. Это своего рода вызов представлению о бессмертии произведения искусства. Кристо говорит: "Все наши проекты означают жест самостирания. Материя свидетельствует о том, что работе присуща хрупкость и что ей суждено исчезнуть... Никто не может купить эти работы, никто не может ими владеть, никому не дано извлекать из них материальную выгоду, чтобы их смотреть, не надо покупать билеты. Даже мы сами не владеем тем, что создаем". Для него и Жан-Клод действительно важно, что любой человек, независимо от своего статуса, может увидеть их проекты и получить некий позитивный импульс, потому что, в отличие от стали, камня и дерева, ткань (даже когда работы Кристо не связаны с оборачиванием, в них непременно используется ткань) улавливает физические свойства ветра и солнца.

Проекты Кристо предельно перформативны и демократичны, прежде всего это относится к самым крупным из них: "Обернутый берег. Малый залив. Австралия" (1969), "Бегущая изгородь. Калифорния" (1972-1976), "Окруженные острова. Бискайский залив. Большой Майами. Флорида" (1980-1983), "Обернутый Пон-Неф. Париж" (1975-1985), "Зонтики. Япония - США" (1984-1991), "Обернутый рейхстаг. Берлин" (1971-1995).

предыдущая
1
2

 

Христо и Жан-Клод: апология упаковки

ХРИСТО и ЖАН-КЛОД:
апология упаковки

В перенасыщенном товаром обществе упаковка начинает занимать более привилегированное положение, чем ее содержимое. Она привлекает к себе внимание яркими красками и броскими надписями, она соблазняет и заманивает в ловушку, провоцируя на покупку. Нередко наши предпочтения при выборе той или иной вещи из ряда подобных оказываются предопределены остановившими на себе взгляд футляром или фантиком...

 

 

 

 

 

 
 
     
   

 

overgrass.ru

©2004-2016

проект
правила использования
контактная информация
начало
лента
имена
статьи