искусство в пространстве : лэнд-арт, эко-арт, энвайронмент, паблик-арт, стрит-арт
 
   
   
 
   
   
о проекте правила использования контактная информация
   
 
 
 
 
 
 
  Кристо: искусство удивлять

ИСКУССТВО УДИВЛЯТЬ : продолжение

Анна Альчук.По материалам журнала Новый Мир, №3, 1997


Проект "Окруженные острова" подразумевал окаймление розовой материей одиннадцати искусственных островов Бискайского залива, предназначенных в основном для сбрасывания мусора. Исследователь творчества Кристо и Жан-Клод Я.Ваал-Тешува, специально поднявшийся над заливом на вертолете, так описывает увиденное: "Прежний пейзаж на короткое время преобразился в иную прекрасную реальность: ослепительные круги материи, тропическая растительность островов, блеск неба над Майами и переливы света на мелководье залива - все это рождает ощущение необычайной, головокружительной гармонии. Вспоминаются кувшинки Клода Моне". Успех проекта превзошел все ожидания: репортажи об "Окруженных островах" занимали первые полосы в газетах всего мира. Несмотря на это, для того чтобы получить разрешение на реализацию следующего проекта ("Обернутый Пон-Неф"), потребовалось около десяти лет. Когда же разрешение от президента Франции Франсуа Миттерана и мэра Парижа Жака Ширака было получено, мост окутали 41000 квадратных метров материи, напоминающей по виду золотистый шелк. Покров закрыл многочисленные дробные детали моста, построенного еще в 1606 году при Генрихе IV, и перед удивленными зрителями предстало сооружение постмодернистской, аэродинамической архитектуры.

Кристо

Однако самым амбициозным и соответственно самым дорогим проектом Кристо и Жан-Клод стала работа "Зонтики. Япония-США". На восходе солнца 9 октября 1991 года одновременно в японской провинции Ибараки и в штате Калифорния было открыто 3100 зонтиков. "Зонтики, - писал Кристо, - словно свободно расставленные динамические модули, отражали способность каждой долины создавать... как бы дома без стен, временные поселения..." Из-за высокой стоимости земли в Японии зонтики (их матерчатые голубые шляпки замечательно сочетались с пышной растительностью) ставились сравнительно близко друг к другу. На обширных долинах и холмах Калифорнии, покрытых выгоревшей бурой травой, художники предпочли разместить зонтики желтого цвета. Они напоминали распустившиеся одуванчики, расположенные прихотливо и, казалось бы, без всякой системы. Последнее, однако, было иллюзией - и здесь, и в Японии место каждого зонтика тщательно определялось с учетом множества факторов. Так, при их установке в Ибараки художники имели в виду восприятие пешеходов или пассажиров медленно едущих автомобилей, в то время как в Калифорнии приходилось учитывать то обстоятельство, что зрителями проекта будут владельцы машин, мчащихся по автостраде со скоростью не менее 90 километров в час. В этом проекте впервые воплотилась идея реализации одновременного события в двух отдаленных точках земного шара.

Кристо

Последняя из крупных работ Кристо - "Обернутый рейхстаг. Берлин" - была наиболее значима для художника. Он хотел, чтобы этот проект мог быть виден как со стороны Восточного, так и со стороны Западного Берлина. Переговоры начались еще задолго до объединения Германии, но тогда Кристо и Жан-Клод получили отказ на том основании, что обертывание рейхстага будет означать профанацию истории, символом которой он является. Это не остановило художников, и в 1994 году они добились того, что проект был вынесен для обсуждения на сессии бундестага. Впервые произведение искусства, причем реально не существующее, обсуждалось на столь высоком государственном уровне, и, несмотря на противодействие канцлера Гельмута Коля, проект был принят 292 голосами против 223. Оборачивание было произведено с величайшей осторожностью: фасад накрыли восемью специальными панелями, чтобы избежать повреждения здания. Все статуи заключили в специальные стальные клетки. Покрытый каскадами ниспадающей серебристой материи, рейхстаг предстал абсолютно обновленным. Художники сознательно оставили зазоры в один-два метра между стеной и материей, чтобы ветер проникал в ее складки, колыхание которых создавало впечатление ожившего призрачного сооружения.

Работы Кристо и Жан-Клод, не будучи коммерчески ориентированными, тем не менее провоцируют экономический бум, связанный с притоком туристов в места их реализации. Так, пока длился проект "Окруженные острова", вертолетная компания, организующая полеты над Бискайским заливом, продала 5000 билетов по 35 долларов каждый. Во время оборачивания рейхстага улицы Берлина заполнили праздничные толпы людей, витрины магазинов изобиловали товарами, обернутыми той же самой тканью, что и государственный символ теперь уже единой Германии.
Создать предпосылки для обновленного взгляда на мир, освободить выбранные объекты от груза тяготеющих над ними исторических, культурных и политических ассоциаций, чтобы сквозь складки словно бы ожившей материи проступили простые линии их оснований, или "сущности", - не это ли составляет первооснову современного искусства вообще? Возможно ли заставить испытать удивление искушенного современного человека? Оказывается, возможно - художники Кристо и Жан-Клод доказали это.

1
2
следующая

 

Христо и Жан-Клод: апология упаковки

ХРИСТО и ЖАН-КЛОД:
апология упаковки

В перенасыщенном товаром обществе упаковка начинает занимать более привилегированное положение, чем ее содержимое. Она привлекает к себе внимание яркими красками и броскими надписями, она соблазняет и заманивает в ловушку, провоцируя на покупку. Нередко наши предпочтения при выборе той или иной вещи из ряда подобных оказываются предопределены остановившими на себе взгляд футляром или фантиком...

 

 

 

 

 

 

 

 
 
     
   

 

overgrass.ru

©2004-2016

проект
правила использования
контактная информация
начало
лента
имена
статьи