искусство в пространстве : лэнд-арт, эко-арт, энвайронмент, паблик-арт, стрит-арт
 
   
   
 
   
   
о проекте правила использования контактная информация
   
 
 
 
 
 
 
  Агнес Денес : Пшеничное поле – Противостояние

АГНЕС ДЕНЕС : ПШЕНИЧНОЕ ПОЛЕ – ПРОТИВОСТОЯНИЕ
AGNES DENES : WHEATFIELD - A CONFRONTATION

Вверху: Агнес Денес. Пшеничное поле, Манхэттен, Нью-Йорк, 1982

Мы продолжаем знакомить нашего читателя с классическими работами прошлого – интервенция в урбанистическое пространство художницы Агнес Денес «Пшеничное поле – Противостояние» 1982 года.

В 1982 году американская художница Агнес Денес осуществила вызвавший значительный резонанс проект «Пшеничное поле – противостояние» в одном из крупнейших мегаполисов мира, Нью-Йорке. В начале 80-х грунт, щебень, строительный мусор, извлеченный во время строительства Всемирного Торгового центра, был свален в реку Гудзон на южной оконечности острова Манхэттен. Этот пустырь, на котором в дальнейшем планировалось возведение Всемирного Финансового Центра и Городского парка (Battery Park City) некоторое время был самой большой мусорной свалкой на Манхэттене. И пустым пространством, где Агнес и некоторые другие художники, такие как Мэри Мисс и Элис Эйкок, осуществили часть своих временных проектов.

Агнес Денес : Пшеничное поле – Противостояние

Денес понадобилось 80 полных грузовиков плодородной почвы для того, чтобы покрыть почти 8000 квадратных метров поля, совершенно непригодного для использования в сельскохозяйственных целях из-за захороненных там городских отходов. Она вручную вспахала 285 борозд, удалила мусор и посеяла пшеницу. Благодаря постоянному уходу, орошению и удобрению её старания увенчались успехом, и в течение нескольких следующих месяцев на бывшем пустыре появилось настоящее пшеничное поле. Когда пришло время сбора урожая, колосья были скошены, хотя, конечно, полученное зерно и не могло быть использовано для пищевых целей из-за неблагоприятной общей экологии города.


...Это был акт вторжения, конфронтации с «Высокоразвитой цивилизацией». И, одновременно с этим, - Шангри-Ла, маленький рай, что-то из детства, жаркий летний полдень в деревне, мирные времена…


Для художницы яркое пятно поля создавало символический контраст по сравнению с серыми громадами городских небоскребов - теплые желтоватые оттенки пшеницы против темных башен Всемирного торгового центра, с едва заметной вдали Статуей Свободы, словно дарующей новые обещания и надежды…

Агнес Денес : Пшеничное поле – Противостояние

Кроме того, поле было расположено в непосредственной близости от Уолл-стрит, места, где мировая торговля оказывает существенное влияние на формирование цен на продукты питания на планете. Безусловно, работа Агнес оказалась не лишена известной доли пасторальной романтики – жизни за городом в соответствии с сезонными циклами и природными ритмами. Но она наглядно продемонстрировала политические и экономические аспекты, связанные с торговлей зерном, как и полную отчужденность современных горожан от сельскохозяйственного производства.


«Пшеничное поле было символом, универсальной идеей, репрезентирующей пищу, энергию, коммерческую деятельность, мировую торговлю, экономику».


«Манхэттен – один из самых богатых, профессиональных, перенаселенных и, без сомнения, самых завораживающий островов в мире», - считает Агнес. Однако «попытка засеять, вырасти и собрать урожай пшеницы с двух акров земли именно здесь, выглядит как пустая трата дорогостоящей земли, идущая вразрез с требованиями и механизмами функционирования системы, вопиющий вызов ей, что, собственно и сформировало тот мощный парадокс, к которому я стремилась».

Агнес Денес : Пшеничное поле – Противостояние

Для Денес пшеничное поле стало работой со своего рода базовым контекстом – пшеница является важной частью национального самосознания Соединенных Штатов, а изображение просторов «житницы мира» с бескрайними колосящимися полями – один из весьма распространенных мотивов в американской живописи. Что и вызвало неоднозначную реакцию среди прессы и критиков. Популярный журнал «Тайм» озаглавил свой репортаж о проекте «Amber Waves of Grime» (Волны янтарные грязи), пародируя строку известной патриотической песни «Amber Waves of Grain» (Янтарные волны зерна). Причины возмущения носили чисто политический характер – как раз во время проведения акции американская сельскохозяйственная отрасль переживала величайший с 30-х годов кризис на рынке зерна. Что повлекло введение президентом США Джимми Картером зернового эмбарго против СССР, у которого, впрочем, были и другие политические мотивы.

Агнес Денес : Пшеничное поле – Противостояние

Сама художница отмечала, что поле является напоминанием о столь характерной для современного общества расточительности и бесхозяйственности, и нависшей над миром угрозе голода. Это был акт вторжения, конфронтации с «Высокоразвитой цивилизацией». И, одновременно с этим, - Шангри-Ла, маленький рай, что-то из детства, жаркий летний полдень в деревне, мирные времена…

В дальнейшем зерно, собранное на Манхэттене – всего порядка 1000 фунтов, отправилось в 28 различных городов мира, где было посеяно, как символический акт, обращающий внимание на «общечеловеческие ценности и смещенные приоритеты современной цивилизации».

Агнес Денес : Пшеничное поле – Противостояние

материал переведён и подготовлен для overgrass. 2012

 


Агнес Денес : Agnes Denes

Агнес Денес – американская художница (родилась в 1931 году, в Будапеште, Венгрия), один из пионеров как концептуализма, так и искусства среды – энвайронмента, чьи обширные интересы в области естественных и общественных наук, математики, философии, лингвистики, поэзии оказались спроецированы на всё её творчество – рисунки, книги и монументальные художественные проекты, реализованные в различных странах. Известные работы - «Пшеничное поле – противостояние» в США, «Гора деревьев – Живая капсула времени» в Финляндии, проекты в Австралии и Венесуэле.

Элис Эйкок - Простая сеть подземных колодцев и туннелей : Alice Aycock

Сеть подземных колодцев и туннелей Элис Эйкок

С конца 60-х годов американская художница Элис Эйкок осваивала довольно обширную территорию пространственно-ориентированных произведений, которые вызывали у зрителей весьма разнообразные ассоциации – от строительной зоны и археологических раскопок до детской игровой площадки. Они в равной степени могли напоминать как производственный комплекс, так и некие архаичные или эзотерические модели мирозданья...

 

 

 

 

 
 
     
   

 

overgrass.ru

©2004-2016

проект
правила использования
контактная информация
начало
лента
имена
статьи