OVERGRASS : искусство в пространстве : лэнд-арт, эко-арт, энвайронмент, паблик-арт, стрит-арт
искусство в пространстве : лэнд-арт, эко-арт, энвайронмент, паблик-арт, стрит-арт
 
   
   
 
   
   
о проекте правила использования контактная информация
   
 
 
 
 
 
 
  Перемещенная масса : Майкл Хайзер - Displaced-Replaced Mass : Michael Heizer

ПЕРЕМЕЩЁННАЯ МАССА : Майкл Хайзер
DISPLACED/REPLACED MASS : Michael Heizer

Вверху: фрагмент работы Хайзера - один из валунов, перемещенных художником в пустыню Невады

Мы продолжаем знакомить нашего читателя с классическими произведениями Лэнд-арта - американский Earth Art Майкла Хайзера - "Displaced/Replaced Mass" 1969 года.

В 1969 году, вдали от зрителей и галерей Нью-Йорка, чьи владельцы и кураторы определяли новейшие тренды актуального искусства того периода, Майкл Хайзер приступает к выполнению работы, оказавшей существенное влияние не только на произведения многих художников в будущем, но и само восприятие среды. Безусловно, не только Хайзера волновали вопросы места искусства в современном мире и его взаимодействия с официальными культурными институциями, но его работы достаточно характерны и отражают умонастроения значительной части молодых художников, противопоставлявших себя обществу потребления и тем требованиям, которые оно предъявляло к создателям визуального продукта.

Где-то в горах, среди заснеженных вершин Сьерра-Невады, Хайзер нашел три массивных каменных валуна весом 30, 52 и 70 тонн, вполне отвечающих замыслу художника. При помощи современной большегрузной техники их спустили с высоты 1300 м, где они первоначально находились, до границы пустыни Невада, переместив приблизительно на 100 км. Там, недалеко от небольшого городка Силвер Спрингс в засушливой, песчаной области Пустыни Большого Бассейна огромные каменные глыбы были установлены в специально вырытые прямоугольные углубления в земле с бетонными основаниями. Работа получила название «Displaced/Replaced Mass», что можно перевести как «Вытесненная/Возвращенная Масса» или просто «Перемещенная Масса». Стоит отметить, что годом ранее Хайзер уже осуществил ряд похожих проектов, хотя и гораздо менее масштабных, среди которых можно вспомнить, например, «Девять Невадских Впадин» (Nine Nevada Depressions).

Перемещенная масса : Майкл Хайзер - Displaced-Replaced Mass : Michael Heizer

Сравнительно мало свидетельств дошло до нас об этой смелой операции, которая могла бы вызвать у случайного зрителя ассоциации и с некой архаической ритуальной процессией, и с современной высокотехнологичной процедурой, потребовавшей привлечения серьёзных индустриальных и логистических ресурсов. Сама работа не сохранилась - остались лишь фотографии перемещённых валунов и рисунки Хайзера с точными указаниями размеров, веса и пройденного расстояния.

Создание «Перемещенной Массы», превратившееся, по сути, в художественную акцию, предполагавшую перемещение столь проблемных объектов через несколько климатических и топографических зон, вряд ли бы оказалось возможным, если бы Хайзеру не удалось привлечь внимание коллекционера Роберта К.Скалла, выступившего в роли спонсора. Скалл, наживший состояние благодаря удачному таксомоторному бизнесу, вместе со своей женой Этель за короткое время собрал одну из крупнейших в мире коллекций поп-арта. Теперь же честолюбивый меценат оказался заинтригован необычными идеями художника, столь откровенно игнорировавшего все конвенции мира искусства. Земля для создания «Displaced/Replaced Mass» была бессрочно арендована с возможностью последующего выкупа, но как отмечал сам Хайзер, «Всё, что было здесь продано - это земля, не искусство».


Одной из задач Искусства Земли должно было стать полное удаление товарного статуса произведения искусства...

Майкл Хайзер


Сам Хайзер позиционировал себя как художника, работающего совершенно независимо от механизмов арт-рынка и коммерческой востребованности произведения искусства, чем бы оно ни являлось. В статье, опубликованной в журнале «Артфорум», он на примере именно «Перемещенной Массы» иллюстрирует своё отношение к миру искусства – послушного компонента бартерного обмена в перенасыщенной товарами системе современной экономики: «Музеи и коллекции давно переполнены, полы прогибаются под тяжестью собранных культурных артефактов – но есть и настоящее пространство». Хайзер подверг серьёзной критике существующие социальные условия, заставляющие художника создавать то, что отвечало бы требованиями функциональности, престижа или декоративности, и в немалой степени возлагал ответственность за это на институции, занимающиеся художественным посредничеством. Хайзер считал невозможным для себя сам факт владения созданным им произведением, хотя и фотографии, и рисунки «Displaced/Replaced Mass» неплохо продавались.

Перемещенная масса : Майкл Хайзер - Displaced-Replaced Mass : Michael Heizer

В 1971 году американский художник и теоретик искусства Аллан Капроу (Allan Kaprow), известный организацией первых хеппенингов, был вынужден отметить, что все художественные работы, включая «Перемещенную Массу» Хайзера, будут рано или поздно приняты культурными институциями, против которых они и были первоначально направлены: «Анти-арт 1969 года в любом случае оказался воспринят как про-арт, и, следовательно, одна из его основных задач оказалась сведена к нулю».

материал переведён и подготовлен для overgrass.


Произведения Майкла Хайзера

Произведения Майкла Хайзера

Майкл Хайзер превратил оголенные и заброшенные угольные карьеры площадью 80 гектаров в парк скульптур над рекой Иллинойс. Хайзер создал скульптуры водяного паука, сома и лягушки над обрывом, а черепахи и змеи - внизу, ближе к реке. Посеянная на них трава защищает скульптуры от разрушения.

Произведения Майкла Хайзера

Майкл Хайзер. Пустынник

Обзор некоторых работ американского художника Майкла Хайзера - "Город", "Двойное отрицание" и пр.

 

 

 

 

 

 
 
     
   

 

overgrass.ru

©2004-2016

проект
правила использования
контактная информация
начало
лента
имена
статьи