искусство в пространстве : лэнд-арт, эко-арт, энвайронмент, паблик-арт, стрит-арт
 
   
   
 
   
   
о проекте правила использования контактная информация
   
 
 
 
 
 
 
  Роберт Смитсон : Обход памятников Пассейика в Нью-Джерси

РОБЕРТ СМИТСОН
Обход памятников Пассейика в Нью-Джерси

По материалам: James Cohan Gallery, New York. Петер Корнель. Пути к раю. Комментарии к потерянной рукописи.

…Не является ли земельный проект 70-х гг. парадоксальным продолжением той же мифологии? Во всяком случае, мы находим здесь тот же головокружительный масштаб, тот же поиск sites, своего рода святых мест. Но речь уже больше не идет о земле, текущей молоком и медом, а о высохшем морском дне, соленых озерах и бесплодных пустынях - о земле, которая и в самом деле может привести на память части библейской Палестины.

"Собственно говоря, центр Пассейика - вовсе никакой не центр, это типичный обрыв или самый обыкновенный вакуум". Американский скульптор Роберт Смитсон каждый раз выискивал новые места, которые вызывали у него особенный ужас и которые он называл sites (места). Речь тут шла не о пристрастии к прекрасным пейзажам или роскошным видам (то, что Андре Лот обычно отвергал как "esthetique sportive" - спортивную эстетику), но о заброшенных, пустынных, забытых местах вроде Большого Соленого озера в Юте, "Американского Мертвого моря", о старых промышленных районах, каменоломнях, пустынях или о мрачном предместье в Нью-Джерси - Пассейике. Ставший теперь классическим материал о посещении этой захолустной дыры опубликован в 1967 году в журнале "Арт-форум" под заголовком "Обход памятников Пассейика в Нью-Джерси".

С этнографической точностью, опираясь на фотографии, которые он сделал своим "кодаком", Смитсон подробно перечисляет недооцененные памятники этого города: старый мост, отслужившую свое землечерпалку с большими водоотводными трубами, автостоянку. В конце концов он в раздумье останавливается перед ящиком с песком - "моделью пустыни". Весь текст пронизан особым напряжением, оттого что Пассейик - это место, где прошло детство Смитсона, хотя об этом нигде не говорится. Совершая странствие в страну детства, художник находит мрачное, метафизическое место, которое в своей бесконечной унылости являет собой образ вечности, эоновой энтропии, олицетворяющий парадоксальный рай Смитсона. "Не заменил ли собой Пассейик Рим, как Вечный Город?" После смерти Смитсона в 1973 году - он погиб в авиакатастрофе, когда фотографировал с воздуха один из своих "земных" проектов, - многие почитатели художника совершали по его следам паломничество к его sites, все более мифологизирующимся.

Когда Роберт Смитсон бродил среди памятников своего детства в Пассейике, штат Нью-Джерси, ему показалось, что его парадоксальный рай проглядывает в квадратной песочнице, называемой еще "Пустыня": "Последним памятником была песочница, или модель пустныни. В мертвенном послеполуденном свете Пассейика пустыня стала картой бесконечного выветривания и забвения. Этот монумент, состоящий из мелких-мелких частиц, сверкал в холодных солнечных лучах и вызывал в представлении гибель всего континента, высыхание океана, и не было уже ни зеленых лесов, ни высоких гор - только миллионы песчинок, гигантские мощные напластования костей и камня, превратившиеся в прах".

 

Роберт Смитсон : Спиральный мол : Spiral Jetty

СПИРАЛЬНЫЙ МОЛ

...Полный ожидания, благоговейно приблизился Роберт Смитсон к Большому Соленому озеру в Юте, где впоследствии была поставлена его "Спиральный мол": "Медленно приближались мы к озеру, которое напоминало неподвижную лиловатую плоскость, заключенную в каменную литейную форму, на которую солнце изливало свой испепеляющий свет. Широкие просоленные берега обрамляли озеро, в их напластованиях застряли многочисленные обломки крушений...

Роберт Смитсон

ОБХОД ПАМЯТНИКОВ ПАССЕЙИКА

…Не является ли земельный проект 70-х гг. парадоксальным продолжением той же мифологии? Во всяком случае, мы находим здесь тот же головокружительный масштаб, тот же поиск sites, своего рода святых мест. Но речь уже больше не идет о земле, текущей молоком и медом, а о высохшем морском дне, соленых озерах и бесплодных пустынях - о земле, которая и в самом деле может привести на память части библейской Палестины...

Роберт Смитсон

ПОГРАНИЧНЫЕ ОБЛАСТИ, ЛИШЕННЫЕ ФОКУСА:
Site и Nonsite Роберта Смитсона

...Творчество американского скульптора Роберта Смитсона существует в силовом поле между тем, что он называет site (место) и nonsite (неместо). Он начинал с поисков site, места, как бы пограничного с "ничто"; обычно это бывала какая-нибудь неприступная, забытая богом местность на обочине, пустыня, каменоломня или заброшенный промышленный район. Подобное site становилось исходным материалом для nonsite, представлявшего собой произведение искусства, помещенное в галерею...

 

 

 

 

 

 
 
     
   

 

overgrass.ru

©2004-2016

проект
правила использования
контактная информация
начало
лента
имена
статьи