искусство в пространстве : лэнд-арт, эко-арт, энвайронмент, паблик-арт, стрит-арт
 
   
   
 
   
   
о проекте правила использования контактная информация
   
 
 
 
 
 
 
  Роберт Смитсон : Спиральный мол : Spiral Jetty

РОБЕРТ СМИТСОН : Спиральный мол
ROBERT SMITHSON : Spiral Jetty

По материалам: James Cohan Gallery, New York. Петер Корнель. Пути к раю. Комментарии к потерянной рукописи

Ныне полузатопленный "Спиральный мол" Роберта Смитсона в Большом Соленом озере в штате Юта является, пожалуй, самым известным объектом американского художника. Вместе с тем другие его работы конца 60х - начала 70х годов (гораздо менее цитируемые, но не менее значимые), на наш взгляд, оказали заметное влияние на дальнейшее развитие лэнд-арта и мы постараемся в дальнейшем ознакомить с ними наших посетителей.

...Полный ожидания, благоговейно приблизился Роберт Смитсон к Большому Соленому озеру в Юте, где впоследствии была поставлена его "Спиральный мол": "Медленно приближались мы к озеру, которое напоминало неподвижную лиловатую плоскость, заключенную в каменную литейную форму, на которую солнце изливало свой испепеляющий свет. Широкие просоленные берега обрамляли озеро, в их напластованиях застряли многочисленные обломки крушений. Сохранился старый волнолом, словно врезавшийся в берег. Вид этого перемешанного мусора и отбросов переносил тебя к предыстории современной эпохи. Промышленные продукты девонского периода, остатки технологии силурийской системы и все орудия верхнего каменноугольного периода терялись в этих протяженных наслоениях песка и глины".

"The writings of Robert Smithson", ed. Nancy Holt, 1979 ("Сочинения Роберта Смитсона", ред. Нэнси Холт)

Роберт Смитсон : Спиральный мол : Spiral Jetty

...Лишь немногие видели смитсоновский "Спиральный Мол", так сказать, на месте, на труднодоступном Большом Соленом озере в штате Юта. Когда Смитсон увидел озеро с воздуха, он нашел, что извилистой формой оно напоминает одно из гигантских полотен Джексона Поллока, написанных в технике "дриппинга". В настоящее время могучая каменная плотина, или волнолом, почти не видна, потому что уровень воды поднялся, и она смутно просматривается под ней, словно подводная стена. Зато это произведение нам знакомо по фотографиям и документальному материалу, приложенному к эссе, которое написано самим Смитсоном, и по фильму, съемку которого он организовал в процессе работы над "Спиральным Молом". Можно сказать, что этот материал образует то, что, если пользоваться терминологией самого художника, называется nonsite: имеющуюся документацию об отсутствующем site, иначе говоря, своего рода знак или символ изначального места. Те, кому довелось увидеть "Спиральный Мол", возможно, были разочарованы, потому что конструкция спирали из-за ее гигантских размеров видна только с воздуха.

Роберт Смитсон : Спиральный мол : Spiral Jetty

На месте это произведение представляет собой не столько объект чистого созерцания, сколько прежде всего нечто такое, через что можно пробраться, что в буквальном смысле слова можно пройти насквозь и что можно обойти, если идти по верху спирали длиной около 500 метров, направляясь к центру. "Смитсона безумно радовало, что зритель, дойдя до конца "Спирального Мола", ничего там не находит", - говорит John Coplans в "Robert Smithson, the Amarillo ramp" в книге "Robert Smithson. Sculpture", ed. Robert Hobbs, 1981.

[ Джон Копленс. "Роберт Смитсон, Рампа Амарилло" в книге "Роберт Смитсон. Скульптура", ред. Р. Хобс ]

 

Роберт Смитсон : Спиральный мол : Spiral Jetty

СПИРАЛЬНЫЙ МОЛ

...Полный ожидания, благоговейно приблизился Роберт Смитсон к Большому Соленому озеру в Юте, где впоследствии была поставлена его "Спиральный мол": "Медленно приближались мы к озеру, которое напоминало неподвижную лиловатую плоскость, заключенную в каменную литейную форму, на которую солнце изливало свой испепеляющий свет. Широкие просоленные берега обрамляли озеро, в их напластованиях застряли многочисленные обломки крушений...

Роберт Смитсон

ОБХОД ПАМЯТНИКОВ ПАССЕЙИКА

…Не является ли земельный проект 70-х гг. парадоксальным продолжением той же мифологии? Во всяком случае, мы находим здесь тот же головокружительный масштаб, тот же поиск sites, своего рода святых мест. Но речь уже больше не идет о земле, текущей молоком и медом, а о высохшем морском дне, соленых озерах и бесплодных пустынях - о земле, которая и в самом деле может привести на память части библейской Палестины...

Роберт Смитсон

ПОГРАНИЧНЫЕ ОБЛАСТИ, ЛИШЕННЫЕ ФОКУСА:
Site и Nonsite Роберта Смитсона

...Творчество американского скульптора Роберта Смитсона существует в силовом поле между тем, что он называет site (место) и nonsite (неместо). Он начинал с поисков site, места, как бы пограничного с "ничто"; обычно это бывала какая-нибудь неприступная, забытая богом местность на обочине, пустыня, каменоломня или заброшенный промышленный район. Подобное site становилось исходным материалом для nonsite, представлявшего собой произведение искусства, помещенное в галерею...

 

 

 

 

 

 
 
     
   

 

overgrass.ru

©2004-2016

проект
правила использования
контактная информация
начало
лента
имена
статьи