искусство в пространстве : лэнд-арт, эко-арт, энвайронмент, паблик-арт, стрит-арт
 
   
   
 
   
   
о проекте правила использования контактная информация
   
 
 
 
 
 
 
  Джеймс Таррелл : Искусство под открытым небом

ИСКУССТВО ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Джон Рассел. По материалам The New York Times, 1986
и журнала Америка, №405, 1990

Одна из задач нашего времени состоит в том, чтобы определить, какое место занимают среди произведений искусства огромные сооружения, которые (часто ценой больших затрат) возводятся под открытым небом в отдаленных местах и доступны весьма ограниченному числу зрителей. Являются ли эти сооружения неким духовным достижением, образным выражением чистоты человеческих устремлений, которые нельзя выразить иначе? Обогащают ли они человеческое сознание? Или это просто дорогие и глупые игрушки, причуды в стиле XVIII века, вроде замков, мостов или башен, не служащих никакой практической цели?

У нас было около 20 лет для ответа на эти вопросы, но до сих пор к этому предмету почти всегда подходят с предубеждением. "Двойное отрицание" Майкла Хайзера, "Поле молний" Уолтера де Мариа, а также загадочный, ныне затопленный "Спиральный мол" Роберта Смитсона в Большом Соленом озере в штате Юта чаще служат объектом для фотографирования, чем произведениями, которыми можно любоваться. За эти годы больше людей видело каменные изваяния на острове Пасхи или черепах на островах Галаппагос, чем "Рампу у Амарилло" Смитсона в Техасе. А посетить, например, "Поле молний" вовсе не так просто. Для этого необходимо проделать длинное и трудное путешествие, с ночевкой в далеком и диком месте, и потратить много времени, денег и терпения.
Поэтому большинству людей такие объекты знакомы так же, как повадки птиц - по книгам с иллюстрациями.

Джеймс Таррелл : Кратер Роден

Человек, финансировавший одно из ранних произведений такого рода, знает его только по фотографиям, снятым на месте и хранящимся в альбоме в кожаном переплете. Но теперь, возможно, началась новая эра с того дня, когда Музей современного искусства в Лос-Анжелесе приобрел "Двойное отрицание" Майкла Хайзера - глубокую двойную расщелину в пустыне Невады. Этот экспонат невозможно ни перевезти, ни репродуцировать - его нужно смотреть на месте. Роль музея в подобном случае состоит в том, чтобы описать объект, опубликовать о нем материалы, а также обеспечить возможность его осмотра посредством авиаэкскурсий. Уход за этим экспонатом минимален, поскольку Хайзер хочет, чтобы он менялся вместе с окружающей природой.
Чтобы выяснить, что означает на практике посещение такого произведения под открытым небом, я недавно провел весь день, вечер и раннее утро на месте сооружения, пожалуй, самого смелого по замыслу произведения искусства нашего времени в Соединенных Штатах (оставим данное утверждение на совести восторженного автора - прим. ред.). Там Джеймс Туррелл изменяет форму кратера Роден. Работы проходят не в студии, не в каком-либо помещении, не на пустыре большого города, а в кратере потухшего вулкана в штате Аризона, расположенного на высоте 1500 метров над уровнем моря, неподалеку от большого каньона в пустыне Пейнтед-Дезерт.

Добраться до этого места можно только пешком, в моем случае - на четвереньках, метров двести вверх по крутому склону. Земля осыпалась под ногами почти на каждом шагу, а восхождение совершалось в сумерках. "Ну и профессию я выбрал!" - сказал я себе, карабкаясь и спотыкаясь в надвигавшейся тьме. Но как только наша небольшая экспедиция достигла края вулкана, нас охватил восторг, и мы почувствовали, как однажды сказал по другому поводу американский эссеист Ралф Уолдо Эмерсон, "радость на грани страха".
Но разве любая горная вершина не произвела бы такого же эффекта? Эверест, например? Горные высоты обычно вызывают чувство благоговейного трепета. Любой человек, спускаясь с горы, чувствует себя равным Моисею. Но есть разница между другими вершинами и кратером, который сейчас меняет форму по желанию калифорнийского художника Джеймса Туррелла. В кратере копают туннель и оборудуют его подземными камерами таинственного назначения. Другие горные районы, не испорченные туристами, обычно остаются в том виде, как их создала природа. А в кратере Роден реальность меняется, преображается и истолковывается искусством. А искусство, в свою очередь, подкрепляется вычислениями, которые слали возможными только недавно в результате развития астрономии. (Окрестности вулкана идеальны для изучения астрономических явлений и постоянно используются для этих целей.)
Проект изменения кратера Роден преследует определенную цель. В любое время, в любой день кратер может поставить посетителя в такое взаимоотношение со Вселенной, какое невозможно ни в каком другом месте. Вычисления Туррелла принимают в расчет и того посетителя, который увидит кратер через тысячи лет. В них учитывается движение Луны, которая возвращается в то же положение каждые 18,6 года.



предыдущая
1
2

 

 

Нэнси Холт : Солнечные Тоннели

Работы Нэнси Холт
Солнечные Тоннели

Роберт Моррис : Обсерватория

Работы Роберта Морриса
Обсерватория

Джеймс Таррелл : Искусство под открытым небом

Работы Джеймса Таррела
Кратер Роден - искусство под открытым небом

 

 

 

 

 

 
 
     
   

 

overgrass.ru

©2004-2016

проект
правила использования
контактная информация
начало
лента
имена
статьи