искусство в пространстве : лэнд-арт, эко-арт, энвайронмент, паблик-арт, стрит-арт
 
   
   
 
   
   
о проекте правила использования контактная информация
   
 
 
 
 
 
 
  Джеймс Таррелл : Искусство под открытым небом

ИСКУССТВО ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ : продолжение

Джон Рассел. По материалам The New York Times, 1986
и журнала Америка, №405, 1990

Лежа на дне кратера, запрокинув голову и стараясь не наколоться на острые камни, мы широко раскрываем глаза. И тогда получается, что мы воспринимаем небосвод как идеальную сферу, причем край кратера (300 м в диаметре) воспринимается как земная граница. Над краем возвышается небо, безграничное и нереальное. До степени, не имеющей параллели в иных местах, устраняется все случайное и второстепенное. Насколько это возможно на Земле, там нет ни движения, ни шума. Мы не только созерцаем абсолютное величие, но наше безмолвие, наша изолированность и восприимчивость обостряют наши чувства. По словам критика Роберта Хьюза, "искусство Туррелла не перед нашими глазами, а за ними. Другими словами, Туррелл не просто работает с чем-то величественным, но уже готовым, - он добивается того, что наблюдая за собой в момент восприятия, мы ощущаем себя частью этого величия.
В этой грандиозной задаче важную роль играет тот факт, что Туррелл причастен к поднебесью - и как профессиональный пилот, и как человек, зарабатывающий на жизнь тем, что ремонтирует старинные самолеты. С ветром и причудами погоды он хорошо знаком еще с 60-х годов, когда он ходил в море под парусом в составе команды своего колледжа. Он изучал психологию и физиологию восприятия, а также работал со световыми проекциями, причем его опыты в этой области часто приводили к пересмотру самого акта зрительного восприятия. Как объясняет архитектор Крейг Ходжетс: "Восприятие света включает не только физические условия окружающей среды, но и внутреннее физиологическое и психологическое состояние того, кто воспринимает".

Джеймс Таррелл : Кратер Роден

Проект кратера Роден еще далек от завершения. Вначале его финансировал фонд "Диа", затем фонд Макартура, Национальный фонд искусств и сам Джеймс Туррелл, который вкладывает в него все, что зарабатывает на других, более мелких работах. Он начал этот проект в 1979 году, после того как приобрел участок в 445 гектаров всего по 15 долларов за гектар.
Работа будет закончена в 90-х годах,* если фонд "Скайстоун", созданный Турреллом, умеет собрать необходимые средства. Таким образом, пройдет некоторое время, пока посетители смогут подниматься, по пешеходной тропе по двое-трое, переживая цикл впечатлений, в которых, по словам Туррелла, не будут играть никакой роли "восприятия, искаженные предубеждением".
То, что мы увидим и как именно увидим, не будет иметь аналогии в наших обычных представлениях. Со времени последних извержений около 900 лет назад кратер Роден был в исключительном, даже привилегированном положении. Расположенный на вулканическом поле среди двухсот других потухших вулканов Роден представляет собой живой образ геологического времени. "Он много знает, - сказал однажды Туррелл, - и умеет это использовать".
Когда кратер будет преображен и усовершенствован до такой степени, что по изяществу форм будет напоминать обсерватории Индии XVIII века и всевидящие астрономические сооружения нашего времени, он начнет играть связующую роль между геологическим и астрономическим временем. Он станет шедевром точных вычислений, в которых пространство и время обретут величественное равновесие. Но он станет и местом, куда мы будем приезжать, чтобы познавать себя, забывая о себе.
Возможно, итальянский меценат и коллекционер граф Джузеппе Панца ди Биумо лучше всего понял проблему, сказав, что "проект кратера Роден - одно из тех немногих предприятий, которые должны доказать, что свет человеческого разума еще не погас". Пролетая над кратером в маленьком самолетике, который скорее ползет по воздуху, чем плывет по нему, мы ощущаем то, что может быть ощущали бы древние греки, если бы у них была возможность летать над незаконченным Акрополем. Обходя выставку Туррелла, которая экспонировалась в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе, мы убеждаемся, что Турелл подтвердил представления немецкого художника романтика Каспара Давида Фридриха (1774-1840) о том, что происхождение вселенной следует искать в свете, не имеющем ни источника, ни теней, ни пределов.
Возвращаясь домой из Флагстаффа в Аризоне, мы понимаем, что то, что мы видели, не просто игрушка или блажь, а попытка очень одаренного и молодого еще человека постичь мирозданье.



1
2
следующая

 

 

Нэнси Холт : Солнечные Тоннели

Работы Нэнси Холт
Солнечные Тоннели

Роберт Моррис : Обсерватория

Работы Роберта Морриса
Обсерватория

Джеймс Таррелл : Искусство под открытым небом

Работы Джеймса Таррела
Кратер Роден - искусство под открытым небом

 

 

 

 

 

 

 
 
     
   

 

overgrass.ru

©2004-2016

проект
правила использования
контактная информация
начало
лента
имена
статьи