мировые рейтинги художников в эпоху пандемии

Нагуглить арт : мировые рейтинги художников в эпоху пандемии

Поскольку пандемия внесла свои коррективы в работу большинства учреждений культуры, а многие музеи и галереи оказались попросту закрыты для посетителей, любители высокого искусства обратились к Интернету как к единственному способу увидеть работы своих любимых художников.

Конечно, здесь присутствует изрядная доля лукавства. Если житель Германии или Бельгии ещё мог позволить себе совершить паломничество, например, в Лувр, то для большинства жителей планеты посещение крупнейших музеев, в которых хранятся знаменитые шедевры и без карантинных ограничений выглядело достаточно проблематичным.

Тем не менее, команда специалистов, работающих в компании Ken Bromley Art Supplies, анализируя данные Google , решила составить своеобразный отчёт, кто из художников был наиболее востребован в различных странах, используя статистику поисковых запросов системы. В феврале этого года данные за 2020 год были объединены и наглядно представлены дизайнерами компании в виде сводных карт мира и отдельных континентов.

Первое место в общем списке занял Леонардо да Винчи, возглавивший с большим отрывом таблицу лидеров. Великий итальянский художник и ученый, наиболее востребованный в сети своими работами «Тайная вечеря» в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане и «Мона Лиза», находящаяся в настоящее время в парижском Лувре, выиграл в 82 странах мира. Впрочем, многие страны предпочли других авторов.

На втором месте оказалась мексиканская художница Фрида Кало, чьи произведения – от наивного искусства и фолка до сюрреалистических мотивов, позволили ей занять лидирующие позиции в 29 странах.

На третьем месте не нуждающийся в особом представлении художник-постимпрессионист Винсент Ван Гог. Чьё ухо, Звёздная ночь, виды Арля и дождливый Овер продолжают волновать пользователей Интернета. Победа в 24 странах.

Почти с таким же результатом – лидерство в 23 страны, на четвертом месте оказалась итальянская художница XVI века Артемизия Джентилески – первая женщина, избранная в члены первой художественной Академии Европы – Академии живописного искусства во Флоренции. Юдифь, Есфирь, Сусанна и прочие библейские сюжеты с несомненным отпечатком личного опыта и травмирующих переживаний. Что отчасти продолжает оставаться актуальным и в наше непростое время.

Пятое место – Пабло Пикассо, 18 стран и несметное количество работ и титулов. Его «Les Femmes d’Algers», считаются одной из самых дорогих картин, проданных на аукционах. «Алжирские женщины» нашли своего покупателя в Нью-Йорке весной 2015 года. Цена работы, 179 миллионов долларов, уступает лишь «Спасителю мира», приписываемому да Винчи, ушедшей с торгов «Кристи» в 2017 году за 450 миллионов.

На шестом месте, разрывая список классиков прошлого, британский уличный (уже не только) художник Бэнкси – 14 стран. Хотя популярность стрит-арта в сети – дело предсказуемое.

И замыкает великолепную семерку испанский универсал XVII века Диего Веласкес, чьи «Менины» вспоминают в сети не многим реже, чем «Джоконда» да Винчи или «Девушка с жемчужной серёжкой» Вермеера. Скромная победа в 2 странах – конечно, по рейтингам поисковиков, а не по художественной значимости в истории искусства.

Теперь подробнее

Страны на картах, по которым поступило данных меньше, чем необходимо для анализа, были отмечены серым цветом. Примечательно, что из 13 победителей было только 2 женщины-художницы, при этом Фрида была наиболее востребованной в США, Мексике и Бразилии, а Артемизия возглавила список в Австралии и Китае.

Европа

Европа. Мировые рейтинги художников в эпоху пандемии
Европа. Мировые рейтинги художников в эпоху пандемии

Значительная часть Европы проголосовала за Леонардо – причем преимущественно страны бывшего соцлагеря, среди которых Польша, Молдавия, Черногория, Чехия, Хорватия, Сербия, Словакия, Украина, Румыния, Латвия. Плюс Норвегия, ставшая исключением – такие северные страны, как Дания, Финляндия и Швеция выбрали Фриду Кало. К которым по части симпатий к мексиканской художнице присоединились на юге континента Испания, Венгрия, Греция и Турция.

Большая часть центральной Европы солидаризировалась с Артемизией Джентилески – Австрия, Швейцария, Германия, Италия и сравнительно далекая Исландия. А вот Бэнкси оказался безусловным фаворитом не только на родине, в Соединенном Королевстве, но и во Франции, Нидерландах, Ирландии и необъятных российских просторах. Что симптоматично. Пикассо в Европе оказался лидером лишь в Беларуси, Нико Пиросмани – в Эстонии и Кит Харинг – в Бельгии. За что им отдельный респект. Более подробную информацию вы можете увидеть на карте.

Африка

Африка. мировые рейтинги художников в эпоху пандемии
Африка. Мировые рейтинги художников в эпоху пандемии

Интересное художественное зонирование можно увидеть на карте Африки. Значительная часть юга и юго-востока континента выбрало Леонардо, север и Мадагаскар явно предпочитают Ван Гога, а центральная часть – Пикассо. С вкраплениями зон влияния Фриды и Веласкеса. Всего пять явных лидеров для всего континента.

Северная Америка

Северная Америка. Мировые рейтинги художников в эпоху пандемии
Северная Америка. Мировые рейтинги художников в эпоху пандемии

Чуть больший разброс мнений представила Северная Америка – 6 художников. Ван Гог в Канаде, Фрида Кало – в Соединенных Штатах, Мексике и небольших островных государствах. Центральная Америка, включая Доминиканскую республику, Коста Рика, Сальвадор, Гватемалу, Панаму, Никарагуа и другие государства на первое место поставили Артемизию. Гренландия, Барбадос, Тринидад и Тобаго, Багамы, Ямайка, Гренада проявили здоровый консерватизм и остановили свой выбор на да Винчи. А вот Гаити и Бермудские острова – на Пабло Пикассо и Бэнкси.

Южная Америка

Южная Америка. Мировые рейтинги художников в эпоху пандемии
Южная Америка. Мировые рейтинги художников в эпоху пандемии

Основной выбор Южной Америки – лишь три художника с доминирующим влиянием женщин. Часть центральной, и вся западная части выбрали Артемизию – Аргентина, Чили, Колумбия, Эквадор, Перу и Венесуэла. Запад – Бразилия, Боливия, Парагвай, Уругвай и Французская Гвиана – предсказуемо за Фриду. Третим в компании оказался великий итальянец – за Леонардо неожиданно проголосовали в Суринаме и соседней Гайане.

Азия

Азия. Мировые рейтинги художников в эпоху пандемии
Азия. Мировые рейтинги художников в эпоху пандемии

Гораздо больший разброс продемонстрировала Азия – традиционно значительное влияние на формирование карты запросов оказали Леонардо да Винчи (от Индии, Пакистана, Афганистана, Непала до Лаоса и Малайзии), Ван Гог (Монголия, Саудовская Аравия, Грузия, Армения, Таиланд, Ирак, Казахстан и др.), Артемизия Джентилески (Китай) и Бэнкси (Россия, Тайвань и Япония). Фрида Кало – в Азербайджане и Турции.

Стоит отметить, что кроме художников, вошедших в «большую семерку» запросов, азиатский регион продемонстрировал интерес к Уильяму Блейку, английскому поэту, художнику и гравёру (Йемен) и представителю современного искусства – поп-артисту, фотографу и экспериментатору Дэвиду Хокни (Южная Корея). Кстати, Хокни стал самым дорогим художником из ныне живущих. Его картина «Бассейн с двумя фигурами» была продана на аукционе послевоенного и современного искусства «Кристи» в Нью-Йорке в 2018 году за 90 миллионов долларов. Кроме того, Филиппины выбрали Хуана Луна, одного из крупнейших художников страны, участника филиппинской революционной антиколониальной войны XIX века, чья популярность на родине по-прежнему очень высока.

Австралия и Океания

Австралия и Океания. Мировые рейтинги художников в эпоху пандемии
Австралия и Океания. Мировые рейтинги художников в эпоху пандемии

Австралия и Океания отдали явное предпочтение фаворитам – Артемизия Джентилески доминировала в Новой Зеландии и Австралии, да Винчи – Папуа Новая Гвинея, острова Фиджи, Самоа и Гуам. Фрида заняла первую строчку в Новой Каледонии, а Бэнкси – Французской Полинезии.

В заключение хотим ещё раз напомнить, что речь идет не о художественной значимости упомянутых авторов, а всего лишь о частоте Интернет запросов обработанных алгоритмами Google . И проанализированных сотрудниками Ken Bromley Art Supplies в ожидании окончания карантинных мер, которые, как мы надеемся, несколько изменят соотношение реального и виртуального в нашем вполне вещественном мире.

Материал подготовлен для overgrass, 2021