Рисунки Tanya P. Johnson

Симметриады : Рисунки на старинной бумаге Tanya P. Johnson

Неизвестно, читала ли когда-нибудь художница Таня Джонсон «Солярис» Станислава Лема. Однако глядя на её сочетающие в себе хаос и упорядоченность визуальные структуры, подчиненные строгим законам симметрии, невольно вспоминаются Симметриады – парадоксальные порождения Океана из романа знаменитого польского писателя.

Бьющие из бездны гейзеры формируют толстостенные галереи или коридоры, расходящиеся во всех направлениях, а перепонки создают систему пересекающихся плоскостей, свисающих канатов, сводов. Симметриады оправдывают свое название тем, что каждому образованию в районе одного полюса соответствует совпадающая даже в мелочах система на противоположном полюсе”. Станислав Лем. «Солярис»

Впрочем и сам жизненный путь автора рисунков, которые вы можете видеть ниже, столь же причудлив. Таня П. Джонсон (Tanya P. Johnson ) родилась в Найроби, Кения, а выросла в южноафриканском Кейптауне. Здесь же закончила с отличием художественную школу (Michaelis Art School) при Кейптаунском университете. Как отмечает сама художница, её детство напоминало странный диалог между занятием танцами и погружением в мир искусства с одной стороны, и реальностью апартеида с последующими социальными преобразованиями – с другой. Что в последствии наложило отпечаток на всю её жизнь. После школы Джонсон покинула Южную Африку, отправившись на грузовом корабле в Европу, где оказалась в достаточно пёстрой и маргинализированной среде, являющейся, как ей казалось, изнанкой официального европейского общества. Общаясь с панками, экоактивистами, антифашистами и нонконформистами всех видов и мастей, она продолжала поиск собственной личности «южноафриканки в седьмом поколении европейского происхождения». Путешествуя по Европе, она создавала и продавала картины, преподавала, писала эссе, выступала на улицах и рисовала муралы. Пока социальная и природозащитная деятельность не привела художницу в Северную Америку, которая в итоге стала её новым домом.

“Через некоторое время симметриада начинает проявлять свою самую необыкновенную особенность – моделирование, или точнее нарушение физических законов. Симметриада создает внутри себя то, что часто называют «моментальными машинами», хотя эти конструкции совсем непохожи на машины, сделанные людьми”.
Станислав Лем. «Солярис»

В настоящее время Джонсон живет со своей семьей в сельской местности Британской Колумбии на западе Канады. Не забывая, впрочем, и родной Кейптаун. Помимо обязательной студийной работы, Таня занимается выращиванием собственных продуктов питания, сбором семян и лекарственных растений в горах, купание в реках и озерах, прогулки в лесу со своей собакой и общение с коренными жителями этих мест.

Попасть внутрь симметриады безопаснее всего сразу же после восстановления равновесия. В целом эта формация является трехмерной моделью какого-то уравнения высшего порядка. В таком понимании симметриада – родственница конусов Лобачевского и отрицательных кривых Римана, но родственница очень дальняя вследствие своей невообразимой сложности”.
Станислав Лем. «Солярис»

А её художественная практика как и прежде тяготеет к исследованию пограничных состояний, поиску идентичности, изучению историю и космологии, явного и скрытого в отношениях с природой и людьми. Приводит ли богатство жизненного опыта к обретению высшей мудрости, сказать сложно. Но, так или иначе, свою продолжающуюся серию работ Таня именует именно «Wisdom Engines» – «Машины Мудрости». Или, если угодно, двигатели знания. Или здравого смысла. Тем более, что всё это в современном обществе в дефиците. По её словам, картины символизируют переход между бодрствованием и сном, жизнью и смертью. Зеркальные отображения, где соседствуют шестерни и детали механизмов, флористические мотивы и геометрическая абстракция, архитектурные и анатомические элементы. Работы, рассечённые осями симметрии, отражают как связь между сущностями, так и поиск баланса и подобия через соматические переживания.

“Самой простой была, естественно, мысль, что перед нами какая-то «математическая машина» живого океана, созданная в соответствующих масштабах модель расчетов, необходимых ему для неизвестных нам целей”.
Станислав Лем. «Солярис»

Нарисованные на старинной бумаге для конторских книг и бухгалтерских гроссбухов, эти части являются «инструментами для взлома сознания», как говорит сама Джонсон, и «противостояния системам, к которым мы привыкли». Каждый рисунок способствует «возникновению чуткого осознания, взращивает мудрость и рассеивает страх. Они являются символическими схемами, показывающими способы использования движения и дыхания для прерывания паттернов обыденного, усиления электромагнетизма и стабилизации энергии». Если же всё вышеперечисленное кажется вам странным или надуманным, можете просто получить удовольствие от блуждания по графическим лабиринтам художницы, вполне искренне пытающейся сделать мир и человека немного лучше и свободнее.

Рисунки Tanya P. Johnson
Рисунки Tanya P. Johnson
Рисунки Tanya P. Johnson
Рисунки Tanya P. Johnson
Рисунки Tanya P. Johnson
Рисунки Tanya P. Johnson
Рисунки Tanya P. Johnson
Рисунки Tanya P. Johnson
Рисунки Tanya P. Johnson
Рисунки Tanya P. Johnson
Рисунки Tanya P. Johnson
Рисунки Tanya P. Johnson
Рисунки Tanya P. Johnson
Рисунки Tanya P. Johnson
Рисунки Tanya P. Johnson
Рисунки Tanya P. Johnson

Изображения: Tanya P. Johnson. Материал подготовлен для overgrass, 2022