«Обон» : флюоресцирующие листья Miya Ando

Miya Ando : 1000 биолюминесцентных листьев Обона

Опавшие листья, скользящие по поверхности рек и озер, гонимые осенним ветром, словно плывущие в низком небе октября – непременный атрибут той унылой и очаровательный поры, без которой немыслим ежегодный природный круговорот, смена сезонов, одежд и настроений.

В инсталляции художницы Мии Андо (Miya Ando) вам не увидеть ни ярких цветов, ни багрянца и золота, ни декоративного градиента, столь любимых художниками art-in-nature. Только ничем не примечательные бурые и бежевые оттенки – осенний тлен, сорванная с ветвей листва, отправившаяся в своё последнее путешествие. И лишь с наступлением ночи призрачное сияние, вырвав из темноты каждый лист, превратит их в торжественную процессию, вернув свет и память прошедшего дня. И ожидание дня нового.

«Обон» : флюоресцирующие листья Miya Ando
«Обон» : флюоресцирующие листья Miya Ando

Инсталляция, получившая название «Обон» (Obоn), была показана в 2012 году в Пуэрто-Рико. Мия Андо использовала специальный безопасный фосфоресцирующий химический состав, имитирующий присущее некоторым природным организмам свойство биолюминесценции. Этим составом была покрыта тысяча листьев, которые затем поместили в один из небольших водоемов – в течение дня листья аккумулируют световую энергию, которую потом излучают в ночные часы – мерцающий синий свет, словно дрейфующий по поверхности воды.

«Обон» : флюоресцирующие листья Miya Ando
«Обон» : флюоресцирующие листья Miya Ando

В родословной художницы сплелись японские и русско-американские корни, что порой достаточно заметно проявляется в её работах. Андо – далекий потомок мастеров, принадлежавших школе Бизен, одной из пяти основных японских кузнечных школ, почти тысячу лет ковавших мечи – орудие воина и произведение искусства. Возможно, поэтому металл имеет для неё особое значение, становясь основой для скульптуры и заменяя холст для живописи. В 2011 году она выполнила две мемориальные скульптуры 9/11, используя 30-футовые стальные конструкции, бывшие частью зданий Всемирного Торгового центра Нью-Йорка, разрушенного в результате терактов 11 сентября. Проекты художницы реализованы в Лондоне, Берлине, Париже, Нью-Йорке, Лос-Анджелесе и Калифорнии в США, Южной Корее и Японии, а многие работы стали частью общественных и частных коллекций.

«Обон» : флюоресцирующие листья Miya Ando
«Обон» : флюоресцирующие листья Miya Ando

Хотя на этот раз Мия работала с нехарактерным для себя материалом, в ней также прослеживается четкая связь с японскими традициями. Сама художница предлагает следующее толкование своей инсталляции: «Она вдохновлена древним японским праздником Обон, праздником поминовения усопших. Обон – старинная церемония, особое время, когда в течение 3-х дней духи ушедших членов семьи и наших предков возвращаются в свой дом, чтобы воссоединиться с теми, кто их любит и помнит, чтобы позже огни фонарей, плывущих по реке, указали им дорогу обратно, в иной мир».

«Обон» : флюоресцирующие листья Miya Ando
«Обон» : флюоресцирующие листья Miya Ando

Стоит отметить, что поэтому Обон часто так и называют – «Праздник фонарей». В первый день с наступлением темноты они зажигаются, чтобы души могли найти дорогу домой, а последний день праздника завершается торжественной церемонией «торо нагаси», когда бумажные фонарики со свечами пускаются по реке или морю, указывая душам безопасный путь в загробное царство. Андо попыталась передать настроение, присущее празднику, чувство поэтической взаимосвязи красоты природы и бренности жизни, вечного и преходящего. Кроме того, инсталляция вызывает определенные ассоциации с распространенным в Пуэрто-Рико природным явлением – так называемыми биолюминесцентными заливами, «светящимися водами». Природная среда бухты Фосфоресцент-Бей, одной из достопримечательностей страны, настолько насыщена микроорганизмами-динофлагеллятами, способными к люминесценции, что свечение моря можно наблюдать практически каждый вечер.

«Обон» : флюоресцирующие листья Miya Ando
«Обон» : флюоресцирующие листья Miya Ando

Так или иначе, «Обон» следует генеральной линии, прослеживаемой в творчестве художницы, которую она сама определяет как «преобразование поверхностей». То же взаимодействие света и отражений, в игре которых металл заменен природным материалом. Что выглядит более чем органично – те, кто вспомнит легенду XIV века о двух мечах оружейников Масамунэ и Мурамасы, поймут это. Тем более, что сама Мия Андо, не довольствуясь грантами Pollock Krasner Foundation, Thanatopolis Special Artist Award и другими почетными титулами, продолжает, кроме всего прочего, и работу подмастерья у кузнеца, продолжающего традиции древнего ремесла предков художницы.

«Обон» : флюоресцирующие листья Miya Ando
«Обон» : флюоресцирующие листья Miya Ando

Изображения: Miya Ando, фотографии L.Young. Материал переведен и подготовлен для overgrass, 2013