Знак на песке - искусство Гуниллы Клингберг

A SIGN IN SPACE : Знаки на песке Гуниллы Клинберг

В то время, как организаторы ежегодного фестиваль Burning Man, проводившегося первоначально на одном из пляжей Сан-Франциско, выбрали в конце-концов пустыню Блэк-Рок штата Невады, другие художники напротив, предпочитают песчаные пространства или снежные равнины, решительно мигрировав подальше от столь любимых отшельниками 60-70-х годов пустошей. Здесь и материал податливее, и столь милая сердцу адептов art-in-nature эфемерность и недолговечность обеспечивается самой средой. Пожалуй, самым известным автором данного направления является американец Джим Деневан, чьи работы неоднократно публиковались в различных изданиях и хорошо известны пользователям сети во всем мире.

Знак на песке - искусство Гуниллы Клингберг
Знак на песке – искусство Гуниллы Клингберг

В отличие от Деневана, Саймона Бека или Сони Хинриксен, использующих для создания своих работ (за редким исключением) простейшие приспособления, а иногда и вовсе обходясь без них, просто вытаптывая на снегу или песке контуры своих творений, шведская художница Гунилла Клингберг (Gunilla Klingberg) свела к минимуму и геометрические искажения, неизбежные при ручной работе, и саму ручную работу как таковую. Взяв за основу обычный фигурный валик для декоративных работ, увеличенный до размеров вальца дорожного катка, установленного на трактор, используемый для очистки пляжа, она получила весьма эффективное средство артификации территории.

Подобный индустриальный подход Клингберг к созданию своих работ может напомнить ранний период лэнд-арта, когда непременным атрибутом таких художников, как Роберт Смитсон и Майкл Хайзер был экскаватор или бульдозер. Если бы не предельная механистичность результата, в котором лишь сам акт уничтожения рисунка приливом носил, в какой-то степени, непредсказуемый характер в отличие от тотальной предопределенности впечатываемого в песок рисунка.

Знак на песке - искусство Гуниллы Клингберг
Знак на песке – искусство Гуниллы Клингберг

Проект получил название «A Sign In Space» – «Знак в Пространстве». Возможны и другие варианты перевода. Учитывая звездообразный характер трафарета, его часто интерпретируют как «Знак в Космосе». Хотя подобная тема не чужда художнице – она уже создавала ранее работы «Cosmic Matter» (2007) и «Supernova – Interior Collapse» (2009), нам представляется, что было бы преувеличением считать данные паттерны сигналами для наблюдателей с других планет или уподоблять их гигантским рисункам пустыни Наска. Хотя определенная связь с космическими циклами всё же есть. Даты проведения работ выбирались в соответствии с лунным календарем, во время отлива, определяемого положением естественного спутника Земли. В этом смысле «space» становится не только пространством, но и отрезком времени, паузой, во время которой только и возможна работа на песчаном берегу, освобожденном от воды. Повторяющийся рисунок, как и повторяющийся природный цикл, появлялся вновь раз за разом, чтобы вновь исчезнуть во время очередного прилива. Для желающих увидеть процесс воссоздания текстурированного береговой пространства, было опубликовано специальное расписание с указанием дней низкой воды и часов работы бульдозера с цилиндром Клингберг.

Гунилла Клингберг - Знак на песке
Знак на песке – искусство Гуниллы Клингберг

Проект был реализован в июле-сентябре 2012 года в рамках Международной Биеннале «Sense & Sustainability» в Испании, в которой приняли участие художники из Испании, Великобритании, Мексики, Бельгии, США, Южной Кореи и других стран. Каждый автор работал с различным окружением – урбанистическим или естественным природным пространством для создания своих пространственно-ориентированных произведений, исследуя его социальные, культурные и экономические аспекты.

Материал переведен и подготовлен для Overgrass, 2012