Причем в самом буквальном смысле слова – речь идет не о принтере и не о цифровой типографии, а о самой настоящей пишущей машинке, которой виртуозно владеет бразильский дизайнер Альваро Франка (Alvaro Franca). Ставшей за пару десятков лет такой же ископаемой редкостью, как арифмометр «Железный Феликс» или катушечный магнитофон. Искусство манипуляции кнопками и рычажками, которое было отдельной профессией и лишь отдаленно напоминало внешне схожий процесс эксплуатации компьютерной клавиатуры. К тому же не прощало ошибок.
Впрочем, ограниченные возможности всегда порождали желание довести технику до совершенства. Позднее, нечто подобное (порой с использованием псевдографики) делали первые пользователи персональных компьютеров. Здесь же в распоряжении Альваро, как и в старь, были лишь буквы и цифры. Серия из пяти работ, которую дизайнер так и назвал «Машинописные портреты» – «Typewritten Portraits», это любимые авторы самого Альваро: Джером Дэвид Сэлинджер, Чарльз Буковски, Джек Керуак, Жозе Сарамаго и Клариси Лиспектор.
Прежде чем приступить к работе, Альваро Франка обработал портреты на компьютере, чтобы лучше представлять соотношение полутонов и создать черновой образец для последующего «ручного» воспроизведения. Например, буквы «m» создают более плотную тень, «о», «x» или «i» помогают создать иллюзию полутонов и бликов. Впрочем, приобретя необходимые навыки, бразильский дизайнер не хочет останавливаться и уже планирует следующую серию портретов, которую надеется закончить в этом году.
Изображения: Аlvaro Franca. Материал подготовлен для pictorama/overgrass, 2014