Хотя с момента окончания работы над росписью в Боснии прошло лишь несколько недель, хорватский художник Lonac представил фотографии очередного проекта в его родном городе Загребе. Новая масштабная фреска стрит-артиста создавалась для фестиваля Рандеву, проводимого во Франции (Rendez-Vous festival) и получила название «Xenophora». На стене дома изображены раковины трёх улиток, словно прилепившихся к разрушающейся кирпичной кладке. Ксенофоры (название происходит от древнегреческих слов «чужой» и «несущий») – род брюхоногих моллюсков отличающихся своеобразной раковиной с диаметром основания от 19 до 160 мм, и высотой от 21 до 100 мм. Наружная поверхность раковины часто покрыта различными чужеродными предметами (пустые раковины и их фрагменты, мелкие камни и обломки кораллов, иглы морских ежей, и,порой, даже стеклянные осколки стекла. Предполагается, что они служат для маскировки моллюска и защиты от хищников, и увеличивают прочность раковины.
Работая на грубой каменной кладке, Lonac вкладывает в свою роспись, кроме чисто эстетических, элементы концептуального восприятия. Являются ли современные дома своего рода ракушками для живущих там людей, или же разрушающийся социум и его структурные элементы послужат строительным материалом для существ будущего? Организмов, способных переработать и утилизировать наследие прошлого, которое лишь по наивности ещё воспринимается нами, как нечто, претендующее на дальнейшее существование. Или, быть может, контраст между старым и новым – неизбежное условие существования мироздания, вечно балансирующего между открытостью и замкнутостью, сохранением и разрушением, стабильностью и ростом.
Изображения: Lonac. Материал подготовлен для pictorama/overgrass, 2015